Икона Пресвятой Троицы
- Из истории мастерской.
- Освящение нового помещения нашей мастерской.
- Святый пророк Божий Илия.
- Илия пророк наш покровитель.
- Икона Пресвятой Богородицы Козельщанская.
- Деисусный Чин для храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Петрово-Дальнее Москвской области.
- Голгофский Крест.
- Икона Пресвятой Троицы.
- Икона Царственных мучеников.
- Икона Пресвятой Богородицы Владимирской.
- Икона Пресвятой Богородицы Споручница грешных.
- Реставрация для домового храма в Издательском Совете Русской Православной Церкви.
- Икона Архистратиг Божий Михаил.
- Икона в подарок Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси.
- Всецарица и икона Святителя Нектария Эгинского.
- Ангел Пустыни
- Икона Обновление Храма в Иерусалиме.
- Икона св. муч. Уара.
- Икона семьи Цветаевых.
- Три иконы, написанные для детей.
- Икона со святыми покровителями Ю.М. Лужкова.
- Шуйская-Смоленская икона Прсв. Богородицы.
- Деисус.
Икона в подарок
В 2002 году Екатериной Борисовной написан образ Пресвятой Троицы для храма в честь Пресвятой Троицы в c. Утевске (около г. Самары). Это - храмовая икона. Сейчас храм восстанавливается. Икона Пресвятой Троицы - первая икона, появившаяся в нем. Храм этот построен в 19 веке по проекту художника Григория Журавлева.
Росписи храма, а так же иконы, были созданы здесь этим мастером. Утевск - село, где он родился и жил. Григорий Журавлев, удивительный, жизнерадостный человек, сильнейшей воли, иконописец по призванию. Потрясает факт, что это художник, рожденный без рук и ног. Рисовал он, держа кисть в зубах. Известно, что он был очень уважаем в свое время, и, даже, приглашен царем Николаем для знакомства.
"Для меня была большая радость работать для этого храма, - говорит Ильинская.- По просьбе заказчика, в написании образа я опиралась на известную чудотворную икону, созданную прп. Андреем (Рублевым). У нас в мастерской есть начатая копия с этой иконы, находящейся в настоящий момент в Государственной Третьяковской Галерее. Так что я имела возможность подобрать цвета, приближенные к оригиналу. Удивительная краска, которой пользовался прп. Андрей - азурит, была соответственно подобрана минералом азуритом. Этот синий цвет светится на иконе. Очень сложно было работать в колорите с такими яркими открытыми цветами. Но икона готова - результат поражает воображение. Небесная красота - сошедшая на землю.
Троица прп. Андрея Рублева ок 1411, ГТГ.
Прп. Андрей Рублев приступил к работе над этой иконой по благословению прп. Сергия Радонежского. Образ Единства Трех Лиц Божества должен был послужить уменьшению вражды между разрозненными княжествами. Поэтому в задачу прп. Андрея входило назидательно показать нераздельность святой Троицы. Чтобы сосредоточить наше внимание на Ангелах, он выносит их на первый план и помещает в упор к полям иконы - во всю доску. Фигуры Ангелов подобны. Прп. Андрей пишет крылья Ангелов значительно светлее, чем фигуры и выносит за пределы доски крылья двух крайних Ангелов. Так получаются тонально выделенными Сами фигуры юношей, а крылья, как принадлежность иного мира, инородные, и не попадают полностью в пространство иконы. Мастер показывает Ангелов такими, как их увидел Авраам - в виде прекрасных юношей.
Однако, он решается убрать из этого сюжета самого Авраама и Сарру. Он также убирает и другие детали, привязывающие сюжет к конкретным событиям: заклание тельца, смеющуюся Сарру и т.п. и, таким образом, отрывает нарисованное от конкретного сюжета и времени. Так появляются изображения Трех Ангелов, которые существуют вне времени и земного пространства. Они открывают Вечность. Смысловой и композиционный центр иконы - Чаша, стоящая на столе. К ней обращено благословение левого и среднего Ангелов. Ангелы склоняют главы Свои перед Друг Другом и перед Чашей, но склонение головы левого Ангела немного меньше, чем двух других. На заднем плане показаны обязательные атрибуты этого сюжета: дом - жилище Авраама, Мамврийский дуб и гора, означающая пустыню Мамвре. Средний Ангел имеет малиновый хитон с золотым клавием и синий плащ. Мы знаем, что в этих одеждах пишется обычно Христос. Из этого заключаем, что средний Ангел напоминает о Христе, являет Христа. Так становится понятен Его жест, благословляющий Чашу. Чаша - это Его добровольная жертва, прообраз евхаристического дискоса. Ангел благословляет Чашу, берет посох, крылья Его уже поднимаются над всеми крылами - Он готов сойти на землю. Вот он, этот спуск вниз - на него указывают стопы ангельских ног на Подножиях. Туда, на землю, вниз Мы видим, как левый Ангел благословил Его, и что перед Ним в покорности склоняется Его голова. Левый Ангел благословляет и чашу, стоящую на столе, и правого Ангела. Он означает Бога Отца, Он посылает Христа на эту жертву.
Этот Ангел изображен в розовато-земляного цвета плаще, словно наша человеческая плоть, закрывающая от нас духовное (божественное) начало. Так мы не можем увидеть и познать Бога. И только маленький кусочек его внутренней, близкой к Его телу, т.е. Его естеству рубашки, имеющей ослепительно голубой цвет - приоткрывает Его Божественную суть. Это кусочек того, что Он дает нам увидеть, познать - возможности человеческого богоискательства. Правый Ангел имеет сине-зеленые одежды. Это цвета Духа Святаго. Так Дух Святой дышит где хочет, и животворит все вокруг подобно воде (синий цвет), от которой произрастает трава, деревья и все живое (зеленый) - как и святое крещение, происходящее в воде дает новую жизнь человеческой душе. Так показываются достоинства Каждого из Ангелов, так говорится о равнозначности Ипостасей. С необыкновенной нежностью Ангелы смотрят друг на друга. Они преполнены Божественной Любви. Эта Любовь соединяет их, они едины в своих помыслах. Поэтому можно говорить о единстве Ипостасей, Единосуществе. Они словно одно существо. Ангелы не могут Друг без Друга. Троица нераздельная. Но, мы видим, что Ангелы не одинаковы! При том, что Лики Их как одно лицо - в них присутствует мгновенная искра внутреннего скрытого выражения.
Так Левый Ангел (Отец) строг и величав, Средний (Сын) - покорен и взволнован, Правый (Дух Святой) - лиричен и печален. За Ангелами их символы, на которые Они указывают посохами. Бог Отец - здание: символ домостроительства, сотворения мира, Бог Сын - древо: земное воплощение, древо жизни и древо, на котором Он будет распят, Бог Дух Святой - гора: путь духовного (горнего) восхождения. Если на других иконах Ветхозаветной Троицы эти предметы: дом, древо, гора были конкретно иллюстрирующими деталями ветхозаветного предания о явлении Ангелов Аврааму, то теперь, когда изображение Святой Троицы сочеталося с Вечностью - эти предметы стали символами Божественных Ипостасей. В композиционном построении иконы присутствует круг. Круг - форма единства, завершенности, Вечности. Так, мы видим, большой круг: начиная с Подножия ног Левого Ангела - здание - древо - гора - Подножие Правого Ангела. А далее наш взгляд опять приходит к Подножию Левого Ангела. Затем, незаметно для себя, мы переходим на следующий круг: Сидалище Левого Ангела - Его нимб - нимб Среднего Ангела - нимб Левого Ангела - Его Сидалише. Далее мы переходим на следующий круг: стопы ног Левого Ангела - Его спина - крылья Среднего Ангела - спина Правого Ангела - стопы Его ног. Далее новый круг: нижний край одежды (у правой ноги) Левого Ангела - нижняя часть Его рукава - Его левое крыло - плечи Среднего Ангела - стык синей и зеленой одежды на груди Правого Ангела - рукав - стык синей и зеленой одежды внизу, у Его ног. Следующий круг: низ стола - колено левой ноги Правого Ангела - обе Его руки - левая рука Среднего Ангела - левая рука Правого Ангела. И мы неожиданно для себя приходим к странному квадратику (отверстию?) в столе. Далее наш взгляд движется: колено левой ноги Левого Ангела - благословляющая рука Среднего Ангела - правая рука правого Ангела - и мы приходим к нижнему краю стола. Завершающий круг - Чаша. Теперь мы понимаем, что икона в своей основе имеет не круг, а спираль.
И по движению спирали мы неизбежно приходим в центр. Спираль - это движение внутрь, вглубь иконы или - выдвижение к нам ее внутренней части, смыслового центра. Так мы обнаружили, что в какую бы часть иконы мы не посмотрели - неизбежно наш взгляд придет и остановится на Чаше. Так выражена здесь "обратная" перспектива. Жертвенная Чаша - сердце иконы. Это Чаша - Любовь Ангелов к людям. Все свое естество, всех себя - Они отдали посвятили этой Жертве, этому служению. Жертва эта вневременная - Она в Вечности. Так Ангел (Христос) спускается вниз, на землю, для того, чтобы воплотиться, принять смерть, сойти во ад и вывести грешников, дать людям Вечную Жизнь, искупить их первородный грех. Но пока Ангел еще здесь, на небе, а Чаша Его жертвы уже стоит. Так эта Чаша таинства Евхаристии, которое совершается во все времена в Православной Церкви - хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христову и мы становимся участниками Вечной Жизни, и получаем Любовь, пришедшей к нам в Причастии, святой Троицы. Чаша эта - обетование Вечной Жизни. Поэтому и стоит она не на столе - на Престоле Божием. А что это за отверстие мы видели в Престоле, когда рассматривали икону? Мы знаем, что Литургия, служба, во время которой происходит Евхаристия, служится на мощах святых, находящихся в Престоле. Когда совершается очень значимая архиерейская служба - мощи открывают, и святые как бы присутствуют на ней. А здесь Литургию служат Сами Ангелы. Все святые, все человечество всех времен принимает участие в такой службе. Поэтому мы видим здесь еще одну Чашу. Вглядитесь, она повторяет стоящую на столе: это внутренний абрис Левого и Правого Ангелов. А внутри Чаши - Христос. Это Его жертва. Огромная Чаша, внутри Которой - Бог. Это Чаша Божественной Любви к людям. Чаша Любви. Так, прп. Андрей Рублев создал удивительный образ, который раскрывает сокровенный смысл христианского учения. Являясь иллюстрацией к сюжету Ветхого Завета, этот образ отрывается от своих корней и показывает кроме ветхозаветного толкования, еще и учение Православной Церкви о Пресвятой Троице, а также учение о предвечной жертве Христа, Его Воскресении и спасении людей, Вечной Жизни, о Божественной Любви - по существу смысл всей православной веры.