Икона Пресвятой Богородицы Споручница грешных
- Из истории мастерской.
- Освящение нового помещения нашей мастерской.
- Святый пророк Божий Илия.
- Илия пророк наш покровитель.
- Икона Пресвятой Богородицы Козельщанская.
- Деисусный Чин для храма Успения Пресвятой Богородицы в селе Петрово-Дальнее Москвской области.
- Голгофский Крест.
- Икона Пресвятой Троицы.
- Икона Царственных мучеников.
- Икона Пресвятой Богородицы Владимирской.
- Икона Пресвятой Богородицы Споручница грешных.
- Реставрация для домового храма в Издательском Совете Русской Православной Церкви.
- Икона Архистратиг Божий Михаил.
- Икона в подарок Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси.
- Всецарица и икона Святителя Нектария Эгинского.
- Ангел Пустыни
- Икона Обновление Храма в Иерусалиме.
- Икона св. муч. Уара.
- Икона семьи Цветаевых.
- Три иконы, написанные для детей.
- Икона со святыми покровителями Ю.М. Лужкова.
- Шуйская-Смоленская икона Прсв. Богородицы.
- Деисус.
Икона в подарок
Эта икона была отдана нам в реставрацию в очень плохом состоянии. Иконописная доска, на которой был написан образ, рассохлась и распалась на две части. Сама икона была изъедена жучками древоточцами. Красочный слой и левкас потрескались, и по периметру икона осыпалась. Сильно повредило икону также то, что в той, сельской местности, где она находилась, ее хозяева, по простоте душевной, пытались скрыть эти осыпания, украсив образ самодельными цветами из металлической фольги от конфет и гофрированной бумаги, которую они приклеили прямо к живописи клеем "Супермомент". Когда икону принесли в мастерскую, жалко было на нее смотреть. Но сразу же чувствовалось, что именно этому образу в храме отводится особое значение. При реставрации важно было поэтому сохранить всю прелесть старины - ведь это - образ начала 19 века незамысловатого провинциального, но очень душевного, реалистического письма. Написана икона темперными красками.
Когда ее принесли к нам, Екатерина сразу же сказала, что это - чудотворная икона. Откуда она это взяла? Может быть потому, что когда смотришь на образ, в душе начинает что-то шевелиться и сердце Ваше вздрагивает, как будто спрашивает: что у Вас - все в порядке, или мучают нерешенные вопросы? А Божия Матерь смотрит на Вас, каким-то особенным взглядом, который невозможно уловить.
Староста храма, который принес икону, сказал, что икона эта происходит из мест, откуда родом настоятель, а образ, хотя имеет пока еще очень "грустный" вид, но почитаем в храме.
Недавно Екатерина рассказала: "Я побывала в храме святого вмч. Георгия в Старых Лучниках, где сейчас находится этот образ. С удивлением, я обнаружила, что староста храма хорошо помнит меня, и встретил очень приветливо. Икона стоит в специальном киоте, на почетном месте - справа от входа, возле образа - подсвечник. - Нельзя ли сфотографировать икону? - поинтересовалась я. - Да, конечно, фотографируйте. - Жаль, что мы не смогли по техническим причинам сделать ее фотографию во время реставрации (некоторые иконы не дают себя фотографировать). Ведь это - чудотворная икона. - Да, мы знаем, что чудотворная, сказал староста Виктор. Кстати сейчас в храме находится женщина, Клавдия, которая принесла нам этот образ.
Я познакомилась с Клавой - это была молодая женщина лет тридцати. Она рассказала следующее:
- А вы знаете как я привезла ее? Был август - билетов на поезд не было, а мне продали сначала последний билет в один конец, а, затем, в Тамбове, опять же - последний - сюда, в Москву. Ехала, поставила икону рядом с собой, поезд переполнен пассажирами, но никто не ругался, хотя негде было присесть. Да и я не спала всю ночь - икона заняла мое место. Привезла икону, несу в Храм, а жила я тогда в 15-ти минутах отсюда Знаете, как несла? Вот - так. На вытянутых руках, прямо перед собой, как знамя. Приношу, спрашиваю батюшку: Куда поставить? - Да, ставь, на лавку, после службы разберемся. После службы подходит к иконе, а, надо сказать, батюшка - не из хилых, пытается поднять (Все видели, как я легко несла образ!) И поднимает его с большими усилиями. Икона хотела быть здесь, она сама шла в храм.
- Так, что мы будем теперь с ней делать? - спросил священник. - Как - что?, реставрировать, конечно! - сказала Клава. - Но икон старых, обветшалых - много в храме. Прихожане приносят, кто что может, а денег - нет. Нет денег даже на самые необходимые нужды. Ведь церковь только передали для богослужений, а до этого здесь была фабрика и, во время войны, общежитие. Среди нынешних прихожан есть один господин, который родился под самым куполом этого храма, потому что после революции, на самом верху, была маленькая каморка, где жили его родители. Храм был так сильно перестроен, что местные жители даже не догадывались о его существовании. Где же взять деньги на реставрацию иконы? -Я могу заплатить свои, - сказала Клава и подумала, что сможет отдать на это 500 рублей. - Да знаешь ли ты, сколько будет стоить реставрация? Не меньше 200 долларов. Это - большие деньги. - Я буду собирать подаяние, - сказала Клава. Но батюшка не благословил ее собирать деньги на улице, как это делают нищие попрошайки. - Можно собирать только в храме - сказал он. - Много ли здесь насобираешь?, - огорчилась Клавдия, ведь приход молодой маленький: все друг друга знают.
Клава стала подходить ко всем и рассказывать историю иконы, показывать ее. Даже самые бедные старушки и те внесли немало, по 50 рублей - все хотели вложить свою лепту. В конце дня посчитали деньги - оказалось, что собрали 3 тысячи рублей, очень много, но - не достаточно. И тут, Клавдия заметила, что при входе, на паперти, стоит в нерешительности господин, которого она никогда раньше не видела. Она подошла к нему. - А, сколько денег не хватает? - спросил он. - Очень много, пожертвуйте, сколько можете - Так, все же - сколько надо? - Три тысячи рублей. - Господин, ничего не говоря, достал три тысячи и отдал Клаве. Клавдия все время ждала: когда же снова придет этот человек, но - он все не приходил.
История этой иконы такая. Она происходит из г. Тамбова. В начале 19 века, примерно в 13 году, в городе был построен храм во имя Иверской иконы Богоматери, где и находилась наша икона. Но, после революции, храм был варварски разрушен (сейчас на этом месте - авто заправка). Иконы от осквернения спас староста храма, спрятав их в своем доме. Но, вскоре, староста пропал в мясорубке ГПУ, а его сын стал пить и безбожно распродавать все, что спас отец, пока не спился окончательно и не погиб страшной смертью. Таким образом, икона попала к очень старой женщине, а родная бабка Клавы, приходилась кумой ее мужу и потому считалась родней и ухаживала за ней болеющей до самой смерти. Так и получила икону в наследство. Икона - единственная ценность, которая была у Клавиной бабушки. Когда она скончалась (еще не окончились поминки), одна из родственниц самовольно взяла образ, сняла с полочки и, прижав к груди, хотела вынести из дома. Но мать Клавдии, хрупкая застенчивая женщина, вдруг встала поперек дороги и твердо сказала: "Икону - не отдам. Покойница просила, чтобы икону проставили в храм". Клавина бабушка не говорила ничего подобного, но судьба образа была определена. Теперь, когда скончалась и мать Клавы, то ее сестры, хотя были далекими от церкви людьми, делили: кому достанется икона - ведь это старинная вещь и, возможно, ценная. Но Клавдия сказала как мать: Икона должна быть в храме! Теперь, она принесла ее сюда.
В мастерской, мы долго и тщательно вели реставрационные работы. Однажды икона из мастерской пропала. Как пропала? Пропала - и все. Мы искали ее две недели все по- очереди и вместе. Иконы - не было. Понятно, что это - не воровство, иначе пропали бы и другие иконы, более ценные. Но "Споручницы" не было. Я вспоминаю, что когда мое отчаяние дошло до предела, и я подумала, что пойду в храм святого Георгия к настоятелю, упаду перед ним на колени и буду плакать, говоря, что не знаю, как это случилось, что произошло, и что могу заплатить деньги или написать другую икону, но той, которую они мне доверили в реставрацию - нет. Я стала молиться Богоматери и вдруг слышу голос нашей сотрудницы, Беллы (Марины) Михайловны: Катерина Борисовна! Икона! Икона нашлась! Оказывается, икона так и находилась в мастерской, только спряталась от нас, передвинулась на новое место, она была там, где мы ее не искали. В скором времени после того как мы отдали этот образ, наша мастерская переехала в другое помещение.
Икону забрали из реставрации в Страстной четверг. Приходу было важно, чтобы икона на Пасху была в храме. Все жертвовали на ее восстановление и хотели помолиться у образа. Когда икону принесли, ее подняли на второй этаж (там где теперь верхний храм, а тогда шли строительные работы), положили на стол и распаковали. Тут все собравшиеся ахнули от того, что увидели на правом глазу Богоматери слезу. Вспомните - Страстной четверг. Несколько человек стояли рядом, потрясенные, смотрели и молились.
Клавдия молилась со всеми, затем, стала спускаться вниз. Сходит с лестницы, а на встречу ей господин идет, тот самый, которого она целый год ждала, который внес недостающие деньги на реставрацию.
- Где икона? - спрашивает, - Я пришел поклониться образу, Богоматерь призвала меня. Он увидел икону, упал на колени и несколько часов молился со слезами. Оказывается, его все это время не было, потому что он попал в автомобильную катастрофу и лежал в тяжелом состоянии в больнице. Сегодня - первый день, когда его выписали . Он поехал сразу же из больницы - в храм. Преблагая Богородица "Споручница грешных" спасла его от смерти.
Радуйся Пречистая, Радуйся Преблагословенная, Радуйся Матерь Божия Споручница грешных!