Рассказ о первой иконе (Пресвятая Богородица "Почаевская")
- Иконы Богородицы
- Икона Пресвятой Богородицы "Неувядаемый Цвет"
- Икона Пресвятой Богородицы "Корсунская"
- Икона Пресвятой Богородицы "Страстная"
- Икона Пресвятой Богородицы "Помощь в родах"
- Икона Пресвятой Богородицы "Тотемская-Суморенская"
- Икона Пресвятой Богородицы "Утоли моя печали"
- Иконы Пресвятой Богородицы "Мирожская", "Никейская", "Писийская"
- Первая икона (икона Пресвятой Богородицы "Почаевская")
Мое поколение выросло при советской власти. Нас искренне воспитывали в неверии. Мы ничего не знали о Боге, разве только, то, что это мировоззрение необразованных старушек и научно опровергнутое суеверие.
Мои родители поколение воинственного атеизма, выросшее в идеях преобразования мира (реки вспять), грандиозных строек, покорения космоса.
Лемира Николаевна Паенсон также относится к поколению моих родителей. Лемира - заначит: Ле ленинская, Ми мировая, Р революция. Ее имя чаяние новой жизни. Лемирины родители революционеры, искренне увлеченные партийцы честно положившие свою жизнь на строительство светлого будущего. А в светлом будущем не было места для Бога. Это были люди, болеющие душой о нашей стране. И если бы ее отец не умер в 31 году, то его непременно бы расстреляли в 37-м, поскольку в 37-м расстреляли все его окружение. Она вспоминала, как вместе с матерью уничтожала фотографии своего отца, где он был рядом с Тухачевским, Егоровым, Дубовым Гамарником и другими врагами народа.
Не смотря на большую разницу в возрасте, мне всегда хотелось бы называть ее даже не Лемира - а Лемирка - поскольку только так может передаться ее неуемный жизнеутверждающий характер. Понятно, что в детстве она хотела быть мальчишкой и, пересиливая страх, вопреки здравому смыслу прыгала с крыши и лазила по деревьям.
В ее детстве не было Бога, и вредный характер заставлял смеяться над старенькой верующей еврейской бабушкой. Бабушку за ее доброту и терпение нельзя было не любить, однако это не мешало дразниться, когда та молилась или как-то еще проявляла свои религиозные чувства. Конечно теперь, пройдя годы жизни: эвакуацию, армию, окончив МГУ и проработав более 30-ти лет преподавателем литературы в школе, сама, обратившись к Богу Лемира Николаевна болезненно переживает детские шалости. Но, будучи подростком, она не могла смириться с суеверием и пройти мимо безграмотности не сказав: Самолеты летают по небу а где же бог? Спросив так в ответ она получила первый удар по своему неверию. Показывая на небо, бабушка сказала: Глупая ты, ведь Бог не там и, показывая на сердце, а здесь Эти слова поразили и запомнились на всю жизнь.
Как она сейчас говорит: Не умер Бог в душе людей. (Некрасов). Русская литература основана на глубочайшем религиозном сознании. Без знания Библейских сюжетов невозможно понять классику. Став учителем словесности и доподлинно изучив свой предмет, придя на экскурсию в собор (в то время большинство храмов были музеями), она с жаром рассказывала об обрядах, иконах К ней даже могли подойти верующие старушки и что-то спросить с научной точки зрения. Но знание еще не вера Бог не там, а здесь - как сказала бабушка, показывая на сердце.
Приехав в Загорск (Сергиев-Посад) и придя в храм, постояв на службе, с несколькими учениками Лемира Николаевна подошла к прилавку с церковной утварью. Она попросила продавца за ящиком, показать ей выставленные на продажу иконки. Он внимательно посмотрел на ее еврейскую внешность: А зачем тебе? Если не крещеная все равно не продам И не продал. Это были шестидесятые годы.
С тех пор у не крещеной, но переживающей неосознанное стремление к Богу Лемиры Николаевны появилось большое желание иметь икону.
- Лемира Николаевна, зачем вы сказали что некрещеная? спрашивали девчонки-ученицы.
- Разве в Храме можно лгать? с укоризной сказала она.
На протяжении многих лет, Лемира ездила отдыхать и лечиться в Друскининкай, в Прибалтику, к целебным водам. И каждый год она останавливалась в одном доме, где соседнюю комнату снимала верующая женщина, которая сюда также ежегодно приезжала. Здесь, в православной церкви, в восьмидесятые годы, Лемира Николаевна и приобрела свою первую иконку. Ее привлек нежный лик Богоматери, а также ей понравилось то, что образ имел маленький размер - а это удобно в пути. Она купила Почаевскую икону Божией Матери.
Икона - не сувенир. Имея простенький незамысловатый внешний вид, она стала в доме не менее значимой любой любимой репродукции, среди которых и Сикстинская Мадонна Рафаэля, и Мадонна Лита Леонардо да Винчи, и другие известные и уважаемые картины знаменитых художников.
Случилось так, что близкая по университету подруга Лемиры Николаевны скончалась. В то время все ее поколение - были люди партийные и в церковь не ходили. Но сын покойной Наташи, был верующим человеком и ездил к священнику отцу Александру Меню. Там и было решено отпеть Наташу заочно.
Все вместе поехали в Новую Деревню, где тогда служил этот священник. После службы, отпели, помолились. Прихожанка храма, Елена Александровна, пригласила отобедать. Увидев среди вошедших новое лицо она сказала: А это оглашенная. Лемира Николаевна возмутилась: Нет, я не оглашенная - и не убеждайте меня креститься. Ей казалось, что все верующие стремятся заманить в свою веру. Она не могла принять православие и креститься, сознавая, что это - отречение от веры ее предков -иудеев.
- Никто вас не тянет - сказал отец Александр только вся русская литература основана на христианстве.
- А Чернышевский? спросила Лемира.
- И Чернышевский тоже, - сказал батюшка, - и его теория служения и жертвы ради человечества христианская.
- и Некрасов, и Лермонтов добавила она сама:
В минуту жизни трудную,
теснится в сердце грусть,
Одну молитву чудную
твержу я наизусть
Есть сила благодатная
в созвучье слов живых
И дышит непонятная
святая прелесть в них
С души как бремя скатится,
сомненье далеко
И верится, и плачется,
и так легко, легко
М.Ю.Лермонтов
Отец Александр дал книги по христианству, и Лемира Николаевна решила обязательно приехать сюда еще раз и обсудить все волнующие ее вопросы.
Вопросов оказалось двенадцать. Когда она приехала в следующий раз, то подошла к о. Александру и достала записку. Она стала читать ее глазами, и, вдруг, поняла что вопросы, которые совсем недавно ее волновали не существуют. То есть: они были, конечно Но она знала ответы на них. От отца Александра исходило нечто, что не предается словами какая-то сила, которая открыла тайну этих вопросов и сделала их бессмысленными. Она читала свою записку и сознавала, что и спрашивать у священника нечего. Один из вопросов: А как же Христос учил молиться тайно, а в церкви так много людей? - И вместе с отцом Александром: Но в другом месте Господь говорит: где двое или трое соберутся во Имя мое и Я посреде их Остался только последний, двенадцатый вопрос: А как же моя бабушка? Ее душа будет страдать, что я изменила вере отцов?- спросила Лемира. Душа вашей бабушки уже на небе, а значит, познала истину и познала Христа
Так Лемира Николаевна пришла к Вере и крестилась в память Марии Египетской. Сейчас ей уже девятый десяток. А мне она принесла маленькую, выцветшую иконку, чтобы мы в мастерской на основании ее создали иконописный образ на доске, как положено по древним канонам. Это - Почаевская икона Божией Матери, которую она купила в Друскининкае.
Когда Лемира Николаевна стала ходить в храм и соблюдать посты и праздники, с удивлением узнала, что этот образ празднуется в День ее, Лемиры (Марии) Николаевны Паенсон, Рождения, пятого августа. Эта икона ее Покровитель. Маленькая, дешевая иконка, купленная много лет назад в Друскининкае была всегда рядом и незримо вела ее к Вере.