Икона Пресвятой Богородицы "Страстная"
- Иконы Богородицы
- Икона Пресвятой Богородицы "Неувядаемый Цвет"
- Икона Пресвятой Богородицы "Корсунская"
- Икона Пресвятой Богородицы "Страстная"
- Икона Пресвятой Богородицы "Помощь в родах"
- Икона Пресвятой Богородицы "Тотемская-Суморенская"
- Икона Пресвятой Богородицы "Утоли моя печали"
- Иконы Пресвятой Богородицы "Мирожская", "Никейская", "Писийская"
- Первая икона (икона Пресвятой Богородицы "Почаевская")
Это очень красивый, изящный образ. При том, что Екатерина обычно в своей работе опирается на древнее письмо, примерно 15 век, Московской школы, то работая над иконой "Страстная", ей захотелось смотреть на более поздние образцы. И это закономерно, ведь "Страстная" икона появилась только в конце 16-го века. В ней обязательно присутствует изящество, характерное для икон этого времени.
Во время написания иконы, у нас в мастерской на реставрации находилась икона "София Премудрость Божия", 18 века. Рассматривая то, как написаны на ней древние лики, восстанавливая утраченные фрагменты этих ликов, Екатерина в полной мере прочувствовала авторское письмо и ей захотелось создать новый образ в такой же манере.
Икона Пресвятой Богородицы "Страстная" получила свое название по тому, что здесь мы видим Ангелов Господних, несущих в своих руках предметы страдания Господа: Крест, Копие, Палицу. Богоматерь написана как Милующая, в момент нежной любви к Своему Сыну, который пока Младенец. Но подвиг Его жизни и трагическая Смерть уже присутствуют в этом образе, Богородица уже переживает их вновь и вновь. Она Сама страдает за Господа.
Этот образ дан, чтобы обратить наше внимание, в теперяшней суетной жизни, на то, что кроме каждодневных проблем, которые переполняют нас, есть настоящие Проблемы, пришедшие из Вечности. Это - страдания Христа, это- Его Жизнь, отданная за нас, грешных.
Интересна судьба этой иконы. Екатерина Ильинская рассказывает: "Когда в 1997 мы принимали участие в выставке "Товары к 850-летию Москвы", проходившей в здании Мэрии (Новый Арбат 38), мы с директором мастерской, Вячеславом Волковым, стояли у стенда с фотографиями своих работ. Всегда, когда проходит выставка, у нас возникает проблема: какие работы выставить?" - Дело в том, что как все известные мастера, Екатерина обеспечена заказами на написание икон далеко вперед. Как только она напишет работу, то хозяин тут же забирает ее. Так что во время выставки показать практически нечего, только если оформить стенд с фотографиями. Единственная икона, которую тогда была возможность показать "живьем" - это "Страстная".
Екатерина говорит: "Так случилось что я не стояла постоянно перед стендом. Я ненадолго отошла. Слушаю основную трансляцию происходящих событий через динамик. Это - открытие выставки. Московское правительство обходит выставку. Нужно вернуться, думаю. Подхожу к стенду мастерской. А Вячеслав дает мне в руки икону (Ведь мы стоим у стенда, икону некуда положить - держим в руках). Здесь прямо нос к носу выходит Юрий Михайлович. Смотрит на стенд. Я рассказываю о нашей работе, реставрации, работе в храмах, о древней глубоко духовной русской традиции иконописи. И, как-то неловко, держу икону в руках. Юрий Михайлович с глубочайшим вниманием слушает, задает вопросы. А я, вдруг, говорю: а эту икону мы хотим подарить вам, Юрий Михайлович, от всего сердца.
Это так быстро случилось. А работала я над этим образом несколько месяцев. Кто-то из московского правительства подошел ко мне после открытия и говорит:" Ну, разве так дарят что-то Лужкову? Все должно быть заранее обговорено, продумано, сфотографировано и т.д." Да, наверное, действительно, я сделала свой подарок не потому, что это была целенаправленная акция - это был живой порыв души. Икона хотела находится у Мэра нашего любимого города, а мне приятно было сделать ему подарок.