Из истории мастерской
Икона святого апостола Фомы
Икона написана 2002 году для Фома-центра и издательства газеты и журнала "Фома". Эта икона - покровитель не одного человека, а целого Православного Центра! Этот Центр помогает решению проблем, возникающих у новообращенных и сомневаюшщихся. Ведь на пути к истинной духовной жизни очень много препядствий.
Поэтому мы сочли уместным на иконе показать евангельский сюжет "Уверение Фомы". Любознательность, поиск истины - вот основные качества характера святого. Так же важно, что Сам Господь пришел к нему и открыл истинный смысл веры. Зеленые вставки расположены таким образом, что соединяются в крест. Известно, что жизнь святого апостола Фомы закончилась трагично. По преданию, он погиб от отравленной стрелы. Святой апостол всю свою жизнь нес животворящую Благую Весть, поэтому мы сочли возможным сделать эти вставки в виде креста зеленого цвета. Фон иконы - красный. Красный цвет - цвет пламенной любви к Богу, цвет Нового Завета. Основной иконографический тип взят с иконы XV в, Новгородской школы.
Икона святого Иоанна Русского
Эта икона написана специально для подарка архимандриту Иоанну (Экономцеву), председателю Отдела Религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, в честь его 60-ти летия.
На полях иконы изображены святые, которые празднуются в день рождения архимандрита Иоанна, а, также Иоанн Богослов, почитаемый архимандритом. Архимандрит Иоанн является ректором Российского Православного института святого Иоанна Богослова.
Наверху образа - Пресвятая Троица - знак Вселенской Премудрости, как Вышний Покровитель.
Мы знаем, что в молодости архимандрит Иоанн, будучи еще послушником, подвизался в Греции, как раз в том храме, где покоятся мощи святого прав. Иоанна Русского. Огромные толпы людей, в том числе и неправославных турков, шли и прикладывались к мощам, почитая этого святого, и получая от него исцеления и помощь в разных нуждах.
Святой Иоанн Русский при жизни был очень скромным человеком, тихим и смиренным. Во время войны он был захвачен турками в плен и жил в конюшне и работал как раб в доме одного почтенного, богатого господина. Всякую работу он делал с улыбкой и за все благодарил Бога. Мягкий, спокойный характер святого, его прилежание снискали уважение его хозяина, и тот хотел взять Иоанна на жительство в свой роскошный дом. Но Иоанн отказался, каждую ночь, он притворял дверь в конюшню и молился до утра, конюшня наполнялась тихим светом и благоуханием ладана. Иоанн любил своего господина: однажды, когда тот был на большом расстоянии от дома, а хозяйка - его жена, приготовила вкуснейший рис, по ее просьбе он молил Бога, и Господь переправил это блюдо прямо на стол господину. Тот, когда проснулся, увидел большое блюдо риса, с удовольствием съел его, и был потрясен тем, что на серебреном блюде увидел выгравированный знак своей семьи, потому что это было его собственное блюдо!
Умер праведный Иоанн, причастившись, как и подобает христианину. То были времена жесточайших гонений на христиан, а святой Иоанн болел, умирал. Из-за большой опасности, священник не мог придти к нему, и причастить его перед смертью. Но Господь открыл Епископу во сне, что возможно передать Иоанну причастие, спрятав его в яблоке. Так святой Иоанн, единственный святой, который получил Святые Дары в яблоке!
Святой праведный Иоанн Русский, моли Бога о нас!
Икона святого прп. Феодора Санаксарского
К нам обратилась женщина с просьбой написать икону святого прп. Феодора Санаксарского. Мы стали искать его изображения и обнаружили, что старинных икон - нет, а есть только одна старая фотография с живописной картины, где святой Феодор изображен в готической манере с утонченными чертами лица и закрученными усами.
Читая житие святого Феодора мы узнали, что он происходит из знатного рода, поэтому неудивительно, что сохранился портрет,о котором мы уже говорили. Святой Феодор Санаксарский - был дядей святого Феодора, известного полководца Феодора Ушкова. Тот, собственно, и был назван в его честь. Феодор, в юношестве был отдан в военное училище, в Санкт Питербург. Так, в начале своего жизненного пути, будучи молодым хорошо обеспеченным человеком, он познакомился с молодежью, которая вела разгульный, легкомысленный образ жизни. И Феодор ничем ни отличался от своих сверстников. Но, Господь, указал ему на то, что жизнь - мимолетна и есть другие ценности, кроме студенческого веселья. Так Феодор стал свидетелем страшной смерти своего однокурсника, которая произошла из-за пьянства.
Это на столько потрясло Феодора, что он навсегда ушел от светской жизни. Так мы видим, что на иконе он изображен со свитком: Помни час смертный.
Известно, что святой Феодор вел очень аскетическую, отшельническую жизнь. Он поднял заброшенный Санаксарский монастырь, и положил в нем весьма строгий устав. Так, например, монахи вместе с ним одевались в очень простую грубую одежду, спали на досках, укрывшись рогожей. Многие, из вновь пришедших, не выдерживали такой суровой жизни и уходили в другие монастыри.
На иконе мы показываем Санаксарский монастырь.
Обратите внимание, как написан лик святого: в нем присутствуют характерные черты его внешности, в них есть интеллигентность, присущая знатному роду: тонкие черты лица, аккуратные закрученные усы и т.д. Но, в то же время, мы видим простую монашескую одежду в которую одет святой Феодор. Его уход из светской жизни. Так здесь присутствует черный цвет, написанный краской, составленной на основе подольского черного пигмента. Этот цвет - глубокий, насыщенный. Рядом с желтой охрой, он торжественный и возвышенный, как сильная внутренняя молитва святого Феодора.
Посмотрите, как композиционно построен образ: свиток вместе с рукой образует движение, которое приводит наш взгляд к благословляющей руке, это - круг.Он как отражение круга нимба, и большого круга - водоема, за спиной святого Феодора. Маленькие кругляшки - в свитке и бороде. Но, куда бы мы не посмотрели в начале нашего знакомства с этим образом - обязательно наш взгляд придет и остановится на лике святого, в его глубоких задумчивых глазах. Этот взгляд спокойный, уверенный, навсегда остается в нашей памяти. "Помни, час смертный."
Икона святого кн. Александра Невского
Эту икону попросил написать один господин, которому мы уже писали икону с его святым покровителем. А эту икону он заказал для подарка своему сыну. Его сын крещен в честь святого блгв. кн. Александра Невского.
Святого блгв. кн. Александра Невского пишут как в воинских одеждах, так и в монашеских.
Так, в монашеских одеждах, я уже писала его вместе с другими святыми на семейной иконе. Здесь же, пожелание заказчика было, чтобы святой Александр Невский был изображен как воин. Это и понятно: данная в подарок сыну отцом икона - это наставление отца сыну. А наставление истинного отца : быть верным сыном Отечества, служить Богу и людям. Это и несет образ созданный в мастерской.
Икона святого Александра Константинопольского, основателя обители Неусыпающих
К нам обратилась женщина с просьбой написать икону святого Александра. Александр, ее муж, недавно пришел к Вере в Бога и крестился. И женщина хотела сделать ему подарок. Ведь известно: тезоименитый святой предстоит перед Господом, направляя подопечного на путь Истины, помогая в тяжелые минуты, охраняя от всякого зла. Хрупкой только что крещенной, не окрепшей, душе так необходима такая поддержка!
Мы открыли церковный календарь и обнаружили, что существует 26 Святых Александров, канонизированных Православной Церковью. Кто же покровитель "нашего" Александра? Он крестился зимой, в феврале месяце, и ближайший после крещения святой Александр - это преподобный Александр Константинопольский, первоначальник обители "Неусыпающих" (день памяти - 23 февраля по старому стилю). Но как же нарисовать этого святого? Существует много икон Святого Александра Невского, встречаются иконы Александра Свирского, но изображения иконки Александра Константинопольского не было в нашем архиве. Тогда в Минеях (богослужебных книгах на каждый день) мы нашли описание жизни Святого Александра. Он получил образование в Царьграде, где и поступил на военную службу, но через некоторое время оставил ее, чтобы служить только Единому Богу Небесному. Читая постоянно Евангелие, он много постился и молился и поступил в сирийскую обитель Святого Пророка Илии. Спустя четыре года он удалился из Сирии в пустыню и взял с собою лишь одно Евангелие. Вера его была столь сильна, а жизнь столь праведна, что к нему собрались другие ревнители иноческой жизни, числом до 400, для которых он основал 9 монастырей. В этих монастырях им был введен особый чин "неусыпающих", т.е. непрерывное денно-нощное псалмопение, совершаемое попеременно иноками, для чего сутки были разделены на 24 череды. Скончался этот угодник Божий в 430 г.
Мы изобразили святого Александра с церковью в руках, как основателя иноческих обителей и облекли его в иноческие одежды. Дело в том, что одежда святых - это не обычная наша материальная одежда, а одежда метафорическая, реальная награда за их подвиги. Адам, согрешив, увидел свою наготу и, чтобы ему укрыться одеждой Божественной Славы, необходимо было совершить духовные подвиги, очиститься. Поэтому преподобному Александру мы нарисовали иноческие одежды, символизирующие его монашескую жизнь.
- "Когда мы встретились с женщиной, заказавшей эту икону, произошло следующее, - рассказывает Екатерина - Дело в том, что я давно уже искала себе крепкий мольберт для работы над иконами больших размеров. Но, сколько мы не ходили по художественным салонам, нигде не было ничего подходящего. Во всех магазинах стояли очень дорогостоющие итальянские и французские мольберты - легкие, из тоненьких прутиков, у которых ножки, как длинные спиченки, кажется едва ли такие мольберты выдержат живописную картину, написанную на невесомом холсте, а что уже говорить про иконы, выполненные на весьма увесистых досках... Так, я искала мольберт, и удивляла продавцов своими вопросами: "Скажите, а прочные мольберты у вас есть?" "- У нас все мольберты - прочные". "- А есть такие прочные, чтобы можно было на них поставить большую-большую картину?" " - Ставьте какую хотите картину, они - выдержат". "Скажите, а если я поставлю, ну, очень большую и, ну, очень тяжелую... Такую, как крышка стола, что ли..." Продавец смотрит недоверчиво. "- А зачем вам крышку от стола на мольберт ставить?" Взгляд продавца из удивленного превращается в испуганный. Мне уже начинает казаться, что если я еще немного задержусь в магазине, то, очень вероятно, продавец позвонит в скорую психиатрическую помощь. И я поскорее ухожу.
Так вот, мы встретились с заказчицей у памятника Героям Плевны, она сама назначила это место. Я показала ей работу. Икона очень понравилась, и женщина, даже, заплатила мне больше денег, чем мы договаривались. А дальше я пошла по Никольской улице в сторону Московского Кремля. Мой путь лежал мимо художественного салона. Захожу - стоит один единственный мольберт, именно такой, о котором я давно мечтала. Большой, как шкаф, крепкий, из широких сосновых реек, наш, родной - подольский. Сразу видно служить будет долго: не боится он, если на него крышку от стола поставить, и, даже, если сразу две крышки поставить, одновременно. Спрашиваю, сколько стоит? Не поверите - продавец называет мне именно ту сумму, которую дала мне заказчица, точно - копеечка, в копеечку.
Так, я теперь, всегда, когда смотрю на свой мольберт - вспоминаю святого Александра Константинопольского, ведь это - его подарок. Редкие святые всегда радуются, когда мы вспоминаем о них и пишем их иконы. В моей жизни святой Александр Константинопольский - верный помощник для приобретения оборудования в иконописную мастерскую. Об этом всегда ему молюсь. Святой Александр, помоги нам!"
Икона святого Андрея Критского
Ильинская рассказывает: "Когда у меня родился сын, мы с мужем назвали его Андреем. Во время крещения батюшка спросил: В честь какого святого будем нарекать имя? Я хотела, чтобы его назвали в честь святого прп. Андрея (Рублева). Мы знали, что, летом, был собор (это - 1987 г.), на котором обсуждался вопрос о канонизации святого Андрея, но мы не знали - причислен ли теперь художник Рублев к лику святых или нет, потому что постановления собора еще не были опубликованы.
Андрею нарекли имя в честь святого Андрея Критского, сочинителя "Покаянного канона", который читается во время Великого поста. Но, какая же у меня была радость, когда на следующий год я узнала, что иконописец Андрей Рублев причислен к лику святых! День его памяти: 15 июля - тот же самый день, что и празднование святого Андрея Критского.
У маленького Андрея не было иконы своего покровителя. Полиграфия не печатает иконки святого Андрея Критского, есть иконки только Андрея Первозванного, и, теперь, святого Андрея (Рублева). А я не имела возможности написать своему сыну икону, потому что была перегружена основной работой.
- Ну, когда же ты напишешь мне иконку моего покровителя? - спрашивал Андрей. - Ты подрастешь и напишешь сам, - отвечала я. Андрей стал ходить на иконописные занятия и у него было единственное желание: научиться иконописи, чтобы написать икону своего покровителя.
Икона священномученика Арефия Насонова
Ко мне обратился внук канонизированного на Церковном Соборе 2002 года святого, с просьбой создать его икону. Он дал мне жизнеописание святого Арефия и его фотографию. Но что такое житие новомученика? Это - формальная биография. Несмотря на то, что святой жил совсем недавно, о нем сохранилось очень мало сведений. КГБ уничтожило все, что возможно. Как же создать подлинный образ святого, который был бы глубоким рассказом о нем, доносил до нас его подвиг? Снова и снова перечитывая его биографию, я понимаю, что главное в жизни святого Арефия была служба в храме, его священство. Он не мог без совершения таинства Литургии, без паствы. Даже бежав из ссылки, он вместо того, чтобы скрываться от преследовавших его за проповедь Слова Божьего властей, возвращается в храм и снова проповедует. Эта проповедь, взращивание в сердцах людей Божественной Правды - имеет зеленый цвет Духа Святаго. Так, я поняла, что важнейший цвет образа - зеленый. Красный цвет - мученическая смерть и Пасха (Вечная Жизнь), другой цвет без которого невозможно построить образ. Этим цветом выделены клема иконы - служение в Храме в годы гонений, и - убиение святого. Клеймо, где показан расстрел святого красноармейцами, говорит не только о убиении мученика, но и разрушении всего святого и духовности вообще - мы видим церкви, лишенные куполов и крестов. Важно, что выделенные красным цветом клейма связаны с красным обрезом Евангелия в руках святого Арефия. Евангелие открыто, и мы читаем: Блаженны изгнанные за правду - ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда вас будут гнать за имя Мое..." Клейма, объединенные с Евангелием цветом - живая иллюстрация этих слов. Святой Арефий указует на Книгу, далее наш взгляд скользит по священническому Кресту, поднимается к лику. Святой изображен старше, чем на сохранившейся фотографии. В иконописании существует традиция изображать святых в возрасте свой славы, когда человек максимально раскрылся перед Богом. А имеющаяся фотография - семинаристских времен, когда будущий святой только женился. Так что на образе мы видим человека более зрелого, с небольшими морщинками, со средних размеров бородой. Лик святого написан в "обратной" перспективе, так что в отличие от фотографии в "прямой" перспективе имеет соответствующие изменения. Одежда святого - белая. Белый цвет - райский, он объединяет все цвета, это цвет очищения. Также этот цвет соединяет святого и храм, частью которого является его жизнь.
Икона святого Никиты Хартулария
Эту икону заказл написать отец для своего сына. Он уже заказывал написать образ святого Никиты Хартулария в другой иконописной мастерской и, даже, изготовил для него киот. Но, по неизвестным причинам, мастера перепутали и написали вместо Никиты Хартулария, другого святого с именем Никита. Так пришлось работать на досочке определенного размера, которая подходила бы для существующего киота. Это пядничный размер,т.е. - с пядь, с ладонь. Здесь мы видим икону в ее натуральную величину.
Меня поразило в жизнеописании святого Никиты сила его веры, его молитвы. Поразило то, как открывались перед ним двери Храма, возжигались свечи, как молниеносно он мог обойти все церкви города и мертвые священники восстали и вместе со святым служили Господу. Я хотела передать в образе эту неземную молниеносность святого, его бег - словно полет вне пространства и времени. Кажется, это получилось.