«Знамение» Курская-Коренная
Икона Божией Матери Знамение Курская одна из древнейших икон Русской Церкви. В ХIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. Однажды в окрестностях города один охотник заметил лежавшую у корней дерева икону, обращенную ликом к земле. Охотник поднял ее и увидел, что изображение иконы подобно Новгородскойиконе Знамение . Как только охотник поднял святую икону с земли, на этом месте тотчас с силой забил источник чистой воды. Это произошло 8 сентября 1259 года. Специально для этой иконы благочествый охотник построил небольшую часовню, в которой и был поставлен чудотворный образ.
Вскоре об этом узнали жители города Рыльска, расположенного неподалеку, и стали посещать место явления для поклонения новой святыне, от которойстали источаться многочисленные чудотворения.По настоянию князя Василия Шемяки икону перенесли в Рыльск и торжественно поставили в новом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Сам князь не присутствовал при торжестве, за что был поражен слепотой, но по молитве перед иконой получил исцеление.
Икона пробыла в Рыльске недолго. Чудесным образом она исчезла и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали ее и относили в город, но икона непостижимым образом возвращалась на прежнее место. Тогда все поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления Своего образа. На прежнем месте была сооруженас новая часовня и икона осталась там навсегда.
В1385году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню и икону, но деревянная часовня не загоралась. Живший при часовне священник, объяснил им, что причина этого чуда в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен, и он вКрымупас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня. После долгих поисков с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто, аки роса.
Город Курск был восстановлен в1597году, при цареФеодоре Иоанновиче, и тогда же, по его повелению, икона была доставлена вМоскву, где благочестивый царь много молился перед ней и вставил ее в раму с изображениемГоспода Саваофавверху ипророков, пророчествовавших о Божией Матери, по сторонам. ЦарицаИрина Феодоровнаукрасила икону богатой ризой, после чего икона вернулась обратно в свою часовню. В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления Иконы выстроена была другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называтьсяКоренной пустынью, в память явления иконы при корне дерева.
В1598году, при нашествии крымских татар на юг России, св. икона была для большей безопасности перенесена вКурск, а в пустыне был оставлен точный список с нее. Большую часть года икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время. С1806года, по Высочайшему повелению, было определено, что икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы поПасхеи до 12 сентября. В эти дни св. икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественнымкрестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст. Этот порядок соблюдался до1919года, когда икона отбыла за границу. Вв один из таких крестных ходов получил исцеление от тяжелой болезни отрок Прохор - будущий преподобный Серафим Саровский.
Икона и её списки сопровождали русское воинство во многих походах. В1676году икона путешествовала наДондля благословения Донскихказачьихполков. В1684году ГосудариИоанниПетрАлексеевичи прислали в Коренную пустынь список со иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов. В1687году икона посылалась в большой полк. В1689году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход. В1812году список с иконы был послан к князюКутузовув действующую армию.
В ночь с 7 на 8 марта1898года революционеры-безбожники решили взорвать чудотворную икону, но, несмотря на страшные разрушения в соборе вокруг иконы, сама икона осталась невредима.
12 апреля1918года икона была украдена из собораКурского Знаменского монастыря, но 2 мая опять была найдена и возвращена на свое место. Наконец, в1919году, в сопровождении епископа Курского и ОбоянскогоФеофанаи нескольких из братии Знаменского монастыря, икона ушла за границу, черезКонстантинополь, в братскуюСербию. В1920году она вновь, по просьбе генералаВрангеля, посетила землю Русскую вКрымуи оставалась там до общей эвакуации Русской Армии ген. Врангеля в первых числах ноября1920года. Икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до1944года, когда, вместе с Архиерейским СинодомРусской Зарубежной Церкви выехала за границу в Нью-Йорк. В 1950 году подНью-Йоркомбыла созданаНово-Коренная пустыньдля принятия чтимого образа, который прибыл в США 5 февраля1951года в сопровождении архимандритаАверкия (Таушева). С1957года икона пребывает в посвященном ей главномсоборе Архиерейского Синодав Нью-Йорке.