Владимир, благоверный князь, равноапостольный
Житие
Святой равноапостольный великий князь Владимир, младший сын киевского князя Святослава, родился в 963 году. Ему было тогда 6 лет, когда умерла, воспитавшая его святая княгиня Ольга и отец отправил его княжить в Новгород, под опекой воеводы Добрыни, брата своей матери - княгини Малуши, которая была христианкой.
Когда князь Святослав был убит в сражении с печенегами, малолетний князь Владимир стал княжить в Киеве. Князь много воевал, лично предводительствуя дружиной и объединяя Русь. При нем все славянские племена от Карпат и города Городен (Гродно) до Белоозера, Оки и Волги стали составлять одно целое Русскую землю и называться русскими. В благодарность за победу, в Киеве были поставлены идолы языческих богов Перуна и Белеса. Им приносились человеческие жертвы.
В то время Киев был большим торговым городом. Там встречались купцы со всего мира и проповедники всех вероисповеданий. Послы Владимира, вернувшиеся из Византии, говорили ему, что, стоя в церкви, они не знали, на земле они или на небе. На выбор князя Владимира христианской веры влиял и пример его великой бабки, равноапостольной княгини Ольги (память 24 июля), мудрейшей из людей, как ее называли современники, и пример его матери-христианки княгини Малуши, и, наконец, героическая смерть святых первомучеников Феодора и Иоанна, замученных самим Владимиром за веру (память их 25 июля).
Тем не менее князь Владимир был язычником, держался языческих обычаев и имел пять жен. Что именно привело его ко Христу, как совершилось его обращение это остается его духовной тайной. Некоторые писатели того времени говорили о некоем чудном видении князю Владимиру, повлиявшим на него. Между тем по воле Божией сами внешние события вели святого князя Владимира к осуществлению его желания принять крещение.
В Херсонесе в 988 г. князь Владимир принял святое крещение. Дружину свою он крестил и, согласно Повести о Крещении Руси, крестился сам. Летопись говорит, что перед крещением он ослеп и прозрел, когда вышел из купели. Когда князь Владимир вернулся в Киев, то пришедшие с ним православные священники родом, очевидно, болгары (Болгария была тогда подвластна Греции) крестили киевлян при впадении речки, названной потом Крещатик, в Днепр. Они принесли с собой богослужебные книги, переведенные на славянский язык святыми равноапостольными просветителями славян Кириллом и Мефодием. В Киеве, знавшем близко христианство, оно утвердилось быстро. На севере в Новгороде, Ростове, Муроме язычество держалось дольше и крепче, и много понадобилось усилий князьям и проповедникам, чтобы уничтожить его.
По мере того как Русь крестилась, идолы повсюду сокрушались. Князю Владимиру в год крещения Руси было 25 лет. Со всем пылом своей юности он стал осуществлять заветы Христовы, особенно о помощи бедным, больным и обездоленным.
Государство в княжение святого Владимира служило народу. В те времена это было чем-то неслыханным. Была отменена смертная казнь, для бедных по праздникам на улицах устанавливались столы с яствами. Народ любил своего князя, прославлял его в своих песнях и былинах и называл Красным Солнышком.
Он созидал новые города, как, например, Владимир-волынский, где до последнего времени существовал его дворец, Владимир в Суздальской земле и другие. Границы своих владений он укреплял против соседних языческих народов. Чтобы крепче связать Русь воедино, он посылал своих сыновей управлять отдельными городами: Ростовом, Муромом, Новгородом, Полоцком и другими.
В Киеве, на месте убиения святых русских первомучеников Феодора и Иоанна, он воздвиг Десятинную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и давал на нее десятую часть своих доходов. Скончался святой равноапостольный князь Владимир 28 июля 1015 г. в любимом своем селе Берестове и был погребен в Десятинной церкви. Часть его святых мощей хранилась в Киевском Софийском соборе