МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Василий Великий, архиепископ Кесарийский (379)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Смотреть иконы святого Василия

Житие

Василий Великий - один из самых известных и почитаемых святых на Руси. Он является святителем - то есть деятелем, достигшим святости через служение Церкви. На его долю выпало время, когда христианство перестало быть гонимым, и потребовались силы и мудрость  для укрепления его основ, как господствующей религии. Наряду с другими великими деятелями Церкви, как Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, его называют Отцом Церкви.

 Святитель Василий родился в Кесарии Каппадокийской в 329 году в богатой и благочестивой греческой семье. Его предки были знатными христианами многие из которых претерпели страдания за Христа во времена гонений.

Получив блестящее образование, он продолжал обучение философией в Афинах. Вместе со своим лучшим другом будущим святителем Григорием Богословом, он организовал вокруг себя известный капподокийский кружок занимавшийся самообразованием. Друзья дали слово вместе вести жизнь христианских подвижников. Крестился святитель только в тридцать лет и к тому времени был уже образованным философом и красноречивым проповедником.

Выбрав живописное место на реке Ирис, Василий и Григорий проводили время в молитве, чтении Святого Писания, изучении и написании богословских трудов. В IV веке христианский Восток был охвачен могучим аскетическим порывом, многие стремились к жизни в пустыни. Слава о подвигах Василия Великого привлекала людей к берегам Ириса, где вскоре стали один за другим возникать монастыри.

Святитель Василий отличался организаторским талантом, красноречием  и имел огромный авторитет. В его монастырях был выработан особый устав, включавший в себя светлые стороны отшельничества и общежития, свободные от крайностей. Также он сделал важные преобразования в богослужении, которые отличались у него строгим порядком. Одним из важнейших достижений святителя было создание единого литургического чина, который до сих пор был устным и в каждой общине сильно различался.

Вскоре епископ Кессарии Евсевий рукоположил Василия в иерейский чин. После его смерти Василий стал епископом, занял Кессарийскую кафедру и продолжал свою активную церковную деятельность. Он одинаково успешно боролся с голодом и арианской ересью, грозившими его пастве. Арианство могло нарушить понятие о Святой Троице основу христианского вероучения, и Василий Великий своей мудростью и красноречием сумел отстоять и укрепить эту основу.

Для нуждающихся этот добрый пастырь возвел странноприимные дома, больницы и лепрозории. Также заботился он и об образовании: в его монастырях могли получить образование дети обоего пола. Пользуясь связями, епископ Василий ходатайствовал за обиженных и несчастных, заботился о справедливом распределении налогов.

Святой умер 1 января (14 по новому стилю) 379 года, ему было всего 49 лет, однако, в письмах уже с сорока лет  он называл себя стариком. С Васильевым днем, как с первым днем нового года связано множество народных поверий и обычаев, как у греков, так и у южных и восточных славян. Например в Греции Василий Великий считается Дедом Морозом и на новый год торжественно разрезается царский пирог (василопита).

 Особое почитание Василия Великого на Руси связано с тем, что он является небесным покровителем крестителя Руси - князя Владимира. Первый храм, построенный им в Киеве, был посвящен святому Василию Великому. В честь него было воздвигнуто еще множество храмов во многих городах Руси. Это имя стало династическим: Владимир Мономах, Василий I и Василий II были крещены в честь этого великого святого. В 1641 году в дар царю Феодору Михайловичу из Греции был привезен перст святителя Василия, который хранился в Успенском соборе Московского кремля.

Память  святителя Василия Великого вместе со святителем Григорием Богословом и Иоанном Златоустом празднуется еще раз в году - 12 февраля по следующему случаю. В XI  веке между греками был ожесточенный спор о том, кто из этих святителей достоин высшего почитания. Но святые сами решили этот спор, явившись во сне епископу Иоанну Евхаитскому. Они заявили, что между ними не может быть никакого спора о первенстве, так как все они равно послужили Богу и Церкви, каждый по-своему. Поэтому они повелели установить свой общий день почитания, что и было сделано.