Варлаам Керетский, преподобный (XVI)
Житие
В миру Василий, родился во второй четверти XVI века в селе Кереть Кемского уезда в Кандалакшской губе на Белом море.
Служил священником в храме святителя Николая Чудотворца в Коле. Он был ревностным и одаренным пастырем: добре подвизаяся на невидимого врага козни. Нравом он был суров и порой крут, но честен и чист пред Богом и людьми. Во всем помощницей отцу Василию была его матушка, которую он любил всем своим горячим сердцем, и лишь ради этой любви оставил он свои мечты об иночестве. Сильно скорбел отец Василий о тяжком идолобесии, о вере языческой в которой пребывали еще многие лопарские семьи коренные жители этих мест. По молитвам священника бес, живший на Абрам-мысе и требовавший от рыбаков Колы жертвоприношений, покинул эти места, пообещав отомстить подвижнику.
После образования в Коле Свято-Троицкого мужского монастыря, основанного преподобным Феодоритом Кольским, священник Василий с матушкой указом Новгородского владыки, святителя Макария, были переведены на приходГеоргиевской церкви, в родное село Кереть.
Далее житие преподобного сообщает кратко: однажды во время совершения литургии диавол вложил ему мысли о неверности его жены, и священник убил ее. Более подробные сведения сообщает канон, составленный соловецким инокомСергием (Шелониным) в первой половине XVII века. Матушка Варлаама внезапно стала вести себя неадекватно, соблазнительно, насмехаясь и допуская невероятную клевету на мужа: "находит на твою супругу, вадя (обвиняя, клевеща) насмешение странно". Известная еще в начале XX века и певшаяся на архангельском береге Белого моря Ста́рина о Варлаамии Керетском передает слова матушки: Я одежды поповской боюсь, я твоей бороды не люблю. Полюбила я молодчика молоденького... Во время совершение над женою последования молебного об избавлении от духа нечистого дает знать себя страстная натура Варлаама, и он с яростью устремившись, поражает ее [матушку] смертною язвою.
Житие Варлаама утверждает, что преподобный служил в в Колском граде. Канон, однако, свидетельствует об ином убиение жены иереевой произошло во время службы в родном селе Варлаама, в Керети. И более того, убийство совершивши, Варлаам хоронит тело жены: и земле тело предав отходит во град Колу к тамошнему иерею. В последующих стихах Варлаам называет этого священника отцом своим духовным. Канон не называет имени духовника, но можно предполагать, что речь идет о преподобном Феодорите Кольском. Глубоко раскаявшись и посчитав себя недостойным священнодействовать, Варлаам в Колевествует об убийстве и прося прощения, слезами землю омакает, о содеянном в ярости и невоздержании. И духовник предлагает ему особый покаянный подвиг, дает ему иго легкое: мертвого носить во гробе, дондеже изгниет тело умершее, самому же в посте и молитве пребывать, и таковое воздержание иметь, что рыбою только на Пасху единою причащатися. Варлаам таковое запрещение приняв спешит радуяся и сие тело откопав, в судно вложив во гробе, сам же во второй гроб (судно) устремився, с мертвым шествуя по окияну морю, по непроходным местам.
Положив тело жены в карбас (большая гребная и парусная лодка), подвижник вышел в море, псалмы Давидовы пояше, и молил Бога об отпущении греха. Скитания Варлаама Керетского были продолжительны (дондеже оно мертвое тело тлению предастся, т. е., пока тело его жены не истлело), в плаванье его сопровождал сильный встречный ветер. (Этот факт отразился в присказке жителей Керети: Куда пошел - как Варлаам против ветра - и в поговорке норвеж. рыбаков: когда с моря на берег идет туман и погода портится, они говорят: Русский поп жену привез.) Рыбаки и промышленники, встречавшие Варлаама Керетского в Баренцевом моря у Святого Носа и в Белом море в районе Керети, принимали его лодку за видение. По преданию, тяжкий постоянный труд - весла из рук своих не выпускаше - сделал преподобного горбатым.
Плавание в районе мыса Святой Нос было опасно тем, что здесь сталкивались течения двух морей и образовывались морские сувои. Во те времена мореходы проходили Святой Нос по суше, волоком, однако здесь возникала новая трудность: в бухтах этого мыса водились моллюски - корабельные сверлила (Teredo navalis), чьи личинки, цепляясь за днища судов, протачивали корабельную древесину. Зайдя в бухту Святого Носа, подвижник повелел вредоносным червям собраться у его лодки и, став на молитву и руце воздев на небо, услышан бысть, корабельные сверлила пропали (в настоящее время в северных морях их нет, хотя характерные отверстия в древних остовах кораблей на берегах Кольского полуострова, по мнению ученых, указывают на их наличие в прошлом). Чудо послужило удостоверением того, что Господь простил грешника.
Три года продолжался этот немыслимый подвиг покаянного скитания: бурю и дождь, и всякую воздушную нужду терпя. Варлаам Керетский вернулся в Кереть, похоронил останки жены, принял монашеский постриг. Чернец Варлаам благословляется на жительство в Печенгский монастырь к преподобному Трифону: В созидаему святым Трифаном обитель на Печенге, за окияном-морем, устремился он видеть того труды и подвиги. Но затем вследствие начавшихся в обители нестроений он покидает монастырь с самим преподобным Трифоном и частью братии. На Варламовой ладье оба великих подвижника Кольского Севера совершили славное морское плавание. Спустя срок они прибыли в Кандалакшский Богородице-Рождественский монастырь, где игуменом теперь был их духовный наставник преподобный Феодорит Кольский.
После этой исторической встречи Собора Кольских святых, пути великих старцев разошлись. Феодорит повелением Иоанна Грозного назначается архимандритом Спасо-Ефимьева монастыря в Суздале. Трифон уходит на восемь лет странствовать. Варлаам же возвращается в родные Керетские пределы, в Чупскую губу, к могиле любимой матушки. Он селится, в пустынном месте у озера, впоследствии названного Варлаамовым (в конце XIX в. показывали избушку, в которой преподобный Варлаам принял постриг). Затем, тяготясь близостью села, святой перебрался на один из островов Чупской губы, недалеко от Керети. Построив часовню, он вел отшельническую жизнь в пещере со зверями. Несмотря на пустынность места его уединения, к нему за духовной помощью нескончаемо тянулся люд поморский, со своими проблемами, скорбями и болезнями. Особенно стремились к нему за вспоможением страждущие от духов нечистых, те, кто подпал под страшную власть князя тьмы. Все они неизменно получали исцеление по молитвам старца.