Стефан, епископ Великопермский, святитель (1396)
Житие
Святитель Стефан был сыном устюжского причетника Симеона и жены его Марии (род. в 1346 г.). Когда Марии было три года, св. блаженный Прокопий Устюжский (память его 8 июля) предсказал о рождении от нее великого святителя. С детства будущий святитель отличался необыкновенными способностями: через год после начала учения он уже стал канонархом и чтецом при церкви, где служил его отец. Вместе с тем зрела в нем жажда к богоугождению. Он рано поступил в ростовский монастырь Св. Григория Богослова и был рукоположен в сан иеромонаха. Здесь в свободное от трудов по послушанию время он занимался изучением Священного Писания и греческого языка. Здесь же зародилась в сердце его мысль о просвещении христианством язычников-зырян, живших в Пермской земле. Для этого он основательно изучил пермский (т.е. зырянский) язык и перевел на него священные книги с греческого. Азбуку он составил сам, пользуясь денежными знаками зырян, которые вырезывались на палочках. Управлявший тогда Московской митрополией епископ Герасим благословил его и дал ему необходимую церковную утварь, а вел. князь охранные грамоты. Проповедь христианства подвигалась медленно. Язычники его убили бы, но их сдерживал страх, так как они знали, что у него есть охранные грамоты. Он же старался не пропустить ни одного стечения людей без того, чтобы не подойти к ним с проповедью. Потом язычники стали сами приходить к нему для прений о вере. Они не понимали кротости его, объясняли ее хитростью и не знали, что с ним делать. Однажды святитель Стефан сжег чтимую ими кумирню, сел около нее и стал ждать, что будет дальше, творя про себя молитву. Сбежались разъяренные язычники с топорами и хотели броситься на него, но внезапно по таинственному действию Божественной силы ярость их пресеклась, и они стали внимать его проповеди. Между тем юная Церковь пермская росла. Первый храм свой святитель Стефан посвятил Благовещению Пресвятой Богородицы. Сильно скорбел святитель Стефан, видя, как на Церковь обрушивается злоба язычников. Наконец Господь внял его молитве: благодать Божия коснулась их сердец, и они стали толпами приходить к святителю Стефану, прося крещения. Так основалась Пермская церковь. Новые христиане уничтожили кумирни и идолов, которым язычники приносили в дар звериные шкуры, обвив их полотнами, они верили, что если кто-нибудь коснется этих даров, то заболеет. Но Стефан дары уничтожал, а полотна отдавал своему служителю на онучи для посрамления идолов. И народ изумлялся и радовался, что никто не терпит никакого вреда. Тогда старый кудесник Памой стал упрекать народ за то, что он оставляет древнее верование и слушается молодого христианина. Народ отвечал: Ступай, препирайся с ним, а не с нами! Кудесник предложил святителю Стефану испытать огнем и водой, чья вера лучше. Проповедник ответил ему: Ты захотел того, что превышает смиренные мои силы, но я надеюсь на щедроты и милость всесильного Бога, и да утвердится этим чудом в вере предстоящий народ, а ты да посрамишься со своими бесами, на которых надеешься! Он приказал зажечь хижину и, помолясь, с воздетыми руками обратился к народу и просил его молитв. Затем сказал кудеснику: Пойдем вместе, взявшись за руки, как обещали! Но кудесник испугался и не хотел идти. Стефан потащил его за одежду. Кудесник упирался, лег на землю, кричал. Народ с досады кричал ему, чтобы шел в огонь, как сам придумал. Он так и не пошел. Приступили к испытанию водой. На реке прорубили две проруби: в одну тяжущиеся должны были войти, из другой выйти. Но кудесник ни за что не хотел идти под лед. Народ кричал, требовал ему смерти, но святитель Стефан спас его и велел ему лишь навсегда уйти из земли Пермской. Больше о нем ничего никто не слышал. В 1383 г. святитель Стефан был поставлен первым епископом Пермским. Он заложил просвещение Пермской земли, воздвиг много церквей и монастырей, завел училища для будущих клириков, сам обучал их и очень заботился о бедных и несчастных. Он добился уменьшения податей и избавил свою паству от притеснений властей. Когда в Перми был голод, он ездил за хлебом и раздавал его населению даром. Скончался он в 1396 г. в Москве, во время поездки по церковным делам, и был погребен в Кремле, в церкви Спаса на Бору. В конце своего творения Плач земли Пермской инок Епифаний изображает горе его паствы: Если бы мы потеряли злато или серебро, то и другое обрели бы вместо потерянного, а лишившись тебя, мы такого не найдем!.. Зачем отпускали мы тебя в Москву, где почил ты? Лучше бы было, если бы гроб твой находился в земле нашей и пред очами нашими. Тогда великое было бы нам утешение сиротству нашему. Как к живому приходили бы мы к тебе и просили бы у тебя благословения... За что обидела нас Москва? Это ли ее правда? Она имеет у себя митрополитов и святителей, а у нас был один епископ, и того к себе взяла, и ныне мы не имеем даже гроба епископского. Один был у нас епископ, он же был нам и законодатель, и креститель, и апостол, и проповедник, и исповедник..