Стефан (Луканин), пресвитер, священномученик (1918)
В августе 2009 года богатейшая история села Колчедан Каменского района пополнилась еще одной страницей: к односельчанам через 90 лет вернулись их пастыри расстрелянные в 1918 году священник Стефан Луканин, диаконы Георгий Бегма, Нестор Гудзовский. В центре села возле памятника погибшим в Великую Отечественную войну появился скромный деревянный крест с именами колчеданских новомучеников.
Игумен Каменск-Уральского Преображенского монастыря Нестор и священник Свято-Троицкого собора отец Николай отслужили молебен. На молитве присутствовали монахини местного монастыря, представители районной и сельской администраций и потомки диакона Георгия Бегмы (они и стали инициаторами воздвижения креста). Новое поколение селян, выросшее в атеизме, вряд ли знает о том, что произошло здесь в самый разгар революции. Служившие в приходской Сретенской церкви священник и диаконы отказались принимать новую безбожную власть, не отреклись от Бога; за это их увезли на станцию Синара, где и расстреляли. В начале нынешнего века священнослужители были причислены к лику святых новомучеников российских как пострадавшие за веру.
Немногие колчеданцы знают и о том, что в их селе когда-то было две церкви: одна в женском Покровском монастыре, другая, огромная, в центре села церковь Сретения Господня. От последней камня на камне не осталось, а само место занято частной лесопилкой. На месте бывшего Покровского женского монастыря расположилась школа-интернат, от церкви тоже остался только фундамент. В отличие от других сел, где церковные здания использовали под клубы, склады и мастерские, в Колчедане стерли с лица земли все напоминания о Божиих домах.
По словам главы сельской администрации, в Колчедане краеведением занимаются в сельской школе и школе-интернате. Но в их фондах почти нет сведений о старом, дореволюционном Колчедане. Тем более отсутствует страница о духовной жизни колчеданского прихода, об укладе жизни женского монастыря и убийстве местных священников.
По одной из версий (существуют и другие), монахини похоронили убитых священнослужителей в церковной ограде. Примерно на этом месте и решили поставить поклонный крест родственники диакона Георгия. В будущем Преображенский мужской монастырь, подворье которого находится в Колчедане, собирается благоустроить площадку возле креста. Посильную помощь пообещали и в сельской администрации.
Моя бабушка одна из пятерых детей диакона Георгия, рассказывает его правнук Алексей Лобанов. Она часто рассказывала о своем отце. Как после его убийства они вместе с мамой, побираясь по деревням, пошли в Екатеринбург, где их приютили родственники. На станции Синара расстреляли тогда еще одного нашего родственника протоиерея Свято-Троицкого собора Василия Победоносцева. Он был двоюродным братом моего прадеда.
Дочь Георгия Бегмы часто навещала Колчедан, зная, что здесь находится его могила. Именно она сохранила фотоархив семьи Бегма, и сейчас мы знаем, как выглядели колчеданские мученики.
Алексей Дмитриевич скрупулезно собирает сведения о своем предке, пытается узнать место, откуда пошел их род, как прадед появился на Урале. А когда семья узнала о канонизации прадеда, решено было поставить на предполагаемом месте захоронения поклонный крест