Меню Иконы О нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Софроний Врачанский, Болгарский, епископ, мученик (1813)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2025 году:

Молитвы

Тропарь святителю Софронию, епископу Врачанскому

глас 1

 

Щитом веры вооружився,/ мечем словесе безбожныя агаряны посекая,/ стадо твое упасл еси на земли./ В Небесней же обители вселився,/ Христа моли даровати народу нашему/ мир и велию милость.

 

Кондак святителю Софронию, епископу Врачанскому

глас 3

 

Архиереев похвала и страдальцев украшение быв,/ святителю Софроние,/ добродетельми прославився,/ возсиял еси, яко солнце,/ нас просвещая и греховную тьму неведения отгоняя./ Но, яко имея дерзновение к Богу,/ мир испроси душам нашим и велию милость.

 

Житие

Со­фро­ний Вра­чан­ский (1739–1813). Бол­гар­ский кре­стья­нин Стой­ко Вла­ди­сла­во из се­ла Ко­тел, сын за­жи­точ­но­го тор­гов­ца ско­том. Его жизнь из­вест­на под­час до мель­чай­ших де­та­лей бла­го­да­ря его ав­то­био­гра­фии, на­пи­сан­ной в са­мом на­ча­ле 19 ве­ка и став­шей од­ним из пер­вых про­из­ве­де­ний бол­гар­ской ли­те­ра­ту­ры Но­во­го Вре­ме­ни.

Со­фро­нию как-то до ужа­са не вез­ло в жиз­ни, во вся­кой жиз­нен­ной си­ту­а­ции он обыч­но при­ни­мал невер­ное ре­ше­ние. Он ра­но по­те­рял от­ца, в 17 лет умер дя­дя, то­же ку­пец, взяв­ший Стой­ко на вос­пи­та­ние, и юно­ша под­дал­ся на уго­во­ры кре­ди­то­ров, сво­их род­ствен­ни­ков: от­пра­вил­ся в Стам­бул, чтобы со­брать дол­ги от­ца и дя­ди. Ма­ло то­го, что в Стам­бу­ле кра­си­во­го юно­шу ед­ва не из­на­си­ло­ва­ли тур­ки; за вре­мя от­сут­ствия род­ствен­ни­ки обо­бра­ли дом дя­ди, де­нег на рас­пла­ту с кре­ди­то­ра­ми не хва­ти­ло, и юно­шу по­са­ди­ли в тюрь­му. Осво­бо­див­шись, он под­дал­ся на уго­во­ры род­ствен­ни­ков и же­нил­ся, крайне неудач­но; впо­след­ствии он мяг­ко пи­сал, что же­на бы­ла «ма­ло гор­де­ли­ва». Стой­ко сде­лал­ся тка­чом, но же­на его разо­ря­ла, и он ре­шил от­пра­вить­ся на за­ра­бот­ки. Сель­ские ста­рей­ши­ны, од­на­ко, уго­во­ри­ли юно­шу стать свя­щен­ни­ком: он сла­вил­ся сво­ей гра­мот­но­стью. Ста­рей­ши­ны да­же да­ли взят­ку епи­ско­пу за по­став­ле­ние, что стро­жай­ше вос­пре­ща­ет­ся цер­ков­ны­ми ка­но­на­ми, но бы­ло то­гда обыч­ней­шим де­лом. Дру­гие свя­щен­ни­ки, быв­шие круг­лы­ми невеж­да­ми, воз­не­на­ви­де­ли Стой­ко и по­сто­ян­но кле­ве­та­ли на него ар­хи­рею. На это на­ло­жи­лась на­цио­наль­ная враж­да: все епи­ско­пы то­гда бы­ли гре­ки, бол­гар они пре­зи­ра­ли как бы за необ­ра­зо­ван­ность, но об­ра­зо­ван­ных бол­гар нена­ви­де­ли ещё боль­ше. Епи­скоп на шесть лет за­пре­тил Стой­ко в свя­щен­но­слу­же­нии, и он жил на по­да­я­ния. Да и по­том ему не вез­ло: то к нему по­про­сит­ся на ноч­лег тор­го­вец ов­ца­ми, а по­том вы­яс­нит­ся, что ов­цы бы­ли кра­де­ные и на­сто­я­щий хо­зя­ин, ту­рец­кий во­е­на­чаль­ник, ед­ва не убьет «по­па», то он об­вен­ча­ет па­ру влюб­лён­ных, а ока­жет­ся, что де­вуш­ка нра­ви­лось мест­но­му «сул­та­ну» и ту­рок спья­ну по­чти по­ве­сил свя­щен­ни­ка.

В 1794 го­ду слу­чи­лось, на­ко­нец, огром­ное и неожи­дан­ное сча­стье: Тыр­нов­ский мит­ро­по­лит пред­ло­жил Стой­ко стать епи­ско­пом Вра­чан­ским. Прав­да, при этом Стой­ко (в мо­на­ше­ство он при­нял имя Со­фро­ния, хо­тя в Бол­га­рии его обыч­но на­зы­ва­ли Се­ра­фи­мом) под­пи­сал обя­за­тель­ство вне­сти огром­ную пла­ту за по­став­ле­ние из бу­ду­щих до­хо­дов епар­хии, но ведь то­гда бол­га­ри­ну стать епи­ско­пом бы­ло по­чти нере­аль­но да­же с день­га­ми. Толь­ко он не знал глав­но­го, о чем, ви­ди­мо, мит­ро­по­лит до­га­ды­вал­ся: мест­ный ту­рец­кий во­е­на­чаль­ник под­нял вос­ста­ние про­тив сул­та­на, до­би­ва­ясь неза­ви­си­мо­сти, и на мно­го лет вся тер­ри­то­рия епар­хии ока­за­лась ме­стом бо­е­вых дей­ствий. Ни о ка­ких до­хо­дах речь ид­ти не мог­ла. Во­ю­ю­щие меж­ду со­бой му­суль­мане ме­нее все­го бы­ли при­вет­ли­вы к хри­сти­ан­ско­му ар­хи­ерею. В кон­це кон­цов, Со­фро­ний по­ки­нул ро­ди­ну и по­се­лил­ся в Бу­ха­ре­сте; Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх от­пу­стил его на по­кой, и по­след­ние го­ды жиз­ни епи­скоп про­жил, за­ни­ма­ясь сво­им лю­би­мым де­лом: пе­ре­пи­сы­ва­ни­ем книг и их со­чи­не­ни­ем.

Неудач­ник в де­лах, Со­фро­ний еще в 1765 го­ду по­зна­ко­мил­ся с Па­и­си­ем Хи­лен­дар­ским, пер­вым бол­гар­ским ис­то­ри­ком, и по­сле это­го всю жизнь, при лю­бых об­сто­я­тель­ствах, хра­нил вер­ность при­зва­нию пи­са­те­ля и про­све­ти­те­ля, за­щит­ни­ка на­цио­наль­ной куль­ту­ры бол­гар. Со­хра­ни­лись мно­гие кни­ги, ко­то­рые он пи­сал и сам же пе­ре­пле­тал в изу­ми­тель­но кра­си­вые пе­ре­пле­ты. Со­фро­ний, од­на­ко, от­ли­чал­ся от мно­гих сво­их по­чи­та­те­лей — вполне неве­ру­ю­щих (или толь­ко фор­маль­но ве­ру­ю­щих) на­цио­на­ли­стов, ко­то­рые не столь­ко стра­да­ли от угне­те­ния, сколь­ко нена­ви­де­ли и по ме­ре воз­мож­но­стей при­чи­ня­ли стра­да­ния лю­дям иных на­цио­наль­но­стей. Его ав­то­био­гра­фию из­да­ли, к при­ме­ру, в Рос­сии во вре­ме­на гос­под­ства ком­му­ни­стов как па­мят­ник бол­гар­ской ли­те­ра­ту­ры, хо­тя она преж­де все­го есть па­мят­ник огром­ной ду­хов­ной стой­ко­сти, кро­то­сти и тер­пе­ния, про­ти­во­по­лож­ных ком­му­ни­сти­че­ско­му ду­ху; ка­кие зло­клю­че­ния ни опи­сы­ва­ет Со­фро­ний, он аб­со­лют­но ли­шён ма­лей­шей непри­яз­ни к сво­им му­чи­те­лям. Со­фро­ний Вра­чан­ский. Жиз­не­опи­са­ние. Ле­нин­град: На­у­ка, 1976. 147 с. Па­мять 11/24 мар­та (в день име­нин свя­ти­те­ля; умер он, ви­ди­мо, в сен­тяб­ре).