Сергий (Сребрянский), архимандрит, исповедник (1948)
Преподобный Сергий, до монашества иерей Митрофан Сребрянский, служил в городе Орле настоятелем Покровского храма 51-го драгунского Черниговского полка, шефом которого была великая княгиня Елизавета Федоровна. Во время русско-японской войны отец Митрофан вместе с полком участвовал в сражениях, под огнем неприятеля совершая богослужения, напутствуя раненых и погребая убитых. Во время служения в действующей армии отец Митрофан вел подробный дневник, который печатался в журнале Вестник военного духовенства, а затем вышел отдельной книгой. За выдающиеся пастырские заслуги, проявленные во время войны, отец Митрофан был возведен в сан протоиерея и награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте. В 1908 году великая княгиня Елизавета Федоровна пригласила отца Митрофана на место духовника и настоятеля храма Марфо-Мариинской обители. Господь благословил это наше дело через священника, - писала она государю, - к которому в Орел люди приезжали издалека за утешением и поддержкой.
Почти сразу после революции 1917 года вооруженные люди напали на Марфо-Мариинскую обитель. Отец Митрофан оставил об этом воспоминания: к обители подъехал грузовик, в котором находилось несколько вооруженных солдат с унтер-офицером и одним студентом. Студент, видимо, не имел понятия, как обращаться с оружием. Он все время держал в руке револьвер, направляя дуло на всякого говорящего с ним.
Глубокой ночью, 18 июля по новому стилю, Елизавету Федоровну вместе с другими членами Императорского Дома бросили в шахту старого рудника. Затем чекисты стали бросать в шахту ручные гранаты. Елизавета Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело сына великого князя Константина Константиновича Ивана с перевязанной головой, - с тяжелейшими переломами и ушибами матушка Елизавета и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки великой княгини Елизаветы оказались сложенными для крестного знамения. Скончалась она в страшных мучениях от жажды, голода и ран.
Вскоре после этого протоиерей Митрофан Сребрянский вместе с супругой принимают по благословению Патриарха Тихона монашеский постриг. Отец Митрофан был пострижен с именем Сергий, а его супруга Ольга Владимировна с именем Елизавета.
В 1922 году власти проводили кампанию по изъятию церковных ценностей. Многие священнослужители были арестованы, некоторые расстреляны. Одним из предъявляемых священнослужителям обвинений было чтение в храмах послания Патриарха Тихона, касающегося изъятия церковных ценностей. В 1923 году архимандрит Сергий за богослужением прочитал послание Патриарха и был арестован. Пять месяцев он томился в тюрьме без предъявления обвинения и затем по приказу ГПУ был выслан в Тобольск. Через год он вернулся в Москву, но Марфо-Мариинскую обитель уже было решено закрыть. Архимандрит Сергий был снова арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Обитель была закрыта, а сестры арестованы. Некоторые из них были высланы относительно недалеко - в Тверскую область, но большинство сосланы в Казахстан и Среднюю Азию.
Отец Сергий и матушка Елизавета выехали в село Владычня Тверской области и поселились в бревенчатом, покрытом дранкой одноэтажном доме, в котором когда-то жил отец матушки, протоиерей Владимир Исполатовский. Отец Сергий часто ходил молиться в Покровский храм, в котором с 1927 года стал служить.
В 1930 году тройка ОГПУ приговорила архимандрита Сергия (Сребрянского) к пяти годам ссылки в Северный край. Священнику было уже шестьдесят лет, и после нескольких тюремных заключений, ссылки, этапов он тяжело болел.
Через два года ссылки власти из-за преклонного возраста священника, его болезней и за успешно выполняемую работу решили его освободить. В 1933 году духовные дети архимандрита Сергия купили для него в селе Владычня небольшую избу. Здесь прошли последние годы жизни старца. Покровский храм во Владычне был закрыт, и отец Сергий ходил молиться в Ильинский храм в соседнее село. Впоследствии власти стали выказывать неудовольствие по поводу его появления в храме, и он был вынужден молиться дома. Последний период жизни отца Сергия (Сребрянского) стал временем старческого окормления духовных детей и всех обращавшихся к нему, что было особенно существенно в то время, когда большинство храмов были закрыты, а священники арестованы. Блаженная кончина преподобного старца наступила в 1948 году.