МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Сергий Радонежский, преподобный (1392)

Заказать икону святого

Смотреть иконы святого Сергия

Молитвы

 

Тропарь Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 4

Иже добродетелей подвижник, / яко истинный воин Христа Бога, / на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, / в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; / темже и вселися в тя Пресвятый Дух, / Егоже действием светло украшен еси. / Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, / поминай стадо, еже собрал еси, мудре, / и не забуди, якоже обещался еси, / посещая чад твоих,/ Сергие преподобне, отче наш.

 

Ин тропарь, глас 8

От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне, / и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися, / мужески в пустыню вселился еси, / и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси. / Тем быв в Троице вселение, / чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе с верою, / и исцеления всем подая обильно. / Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша.

 

Ин тропарь, глас тойже

В чистоте жития источник слез твоих, / исповедания трудовныя поты совокупил еси, / и купель духовную источил еси, священный Сергие, преподобне, / омываеши сугубстве, творящим любовию память твою, / скверны обоямы душевныя и телесныя. / Сих ради, чада твоя суще, вопием ти: / моли, Отче, Святую Троицу о душах наших.

 

Ин тропарь на обретение мощей, глас 4

Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, / яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, / всю вселенную созывает / похвалити тя, Богомудре Сергие, / пречестная же и славная обитель твоя, / юже во имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, / имущи в себе стада ученик твоих, / веселия и радости исполняется. / Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных, / яко цвет благоуханен и кадило благовонно, / любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем / и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, / отче преподобне Сергие, / моли Святую Троицу спасти души наша.

 

Кондак, глас 8

Христовою любовию уязвився, преподобне, / и тому невозвратным желанием последовав, / всякое наслаждение плотское возненавидел еси, / и яко солнце Отечеству твоему возсиял еси, / тем и Христос даром чудес обогати тя. / Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: / радуйся, Сергие Богомудре.

 

Ин кондак, глас тойже

Яко безплотным равножитель, / всех преподобных превозшел еси постническими труды и бдении молитвенными, мудре Сергие, / тем восприял еси от Бога исцелити недуги и прогонити бесы / и того ради вопием ти: / радуйся, отче преподобне Сергие.

Ин кондак на обретение мощей, глас 8

Днесь яко солнце пресветло, / возсиявши от земли честныя мощи твоя, нетленны обретошася, / яко благоуханный цвет, множеством чудес сияюще, / и всем верным источающе различная исцеления, / и веселяще избранное твое стадо, / еже мудре собрав и добре паствил еси, / о нихже и ныне Троице предстоиши моляся, / да вси вопием ти: / радуйся, Сергие Богомудре.

 

Житие

Преподобный Сергий родился в 1319 году в семье состоятельных ростовских бояр Кирилла и Марии и получил при рождении имя Варфоломей. Родители его жили в своем поместье в четырех верстах от Ростова. Название этого места не дошло до нас, но теперь здесь стоит Варницкий монастырь во имя Пресвятой Троицы.

Еще до рождения святого родители его Кирилл и Мария знали, что их чадо будет избранным сосудом Духа Святого. Однажды, еще во чреве матери во время службы младенец троекратно прокричал, обозначив особо важные моменты Литургии: перед чтением Евангелия, во время Херувимской песни и после таинства Евхаристии, когда священник возгласил: Святая святым! В младенчестве он показал свою склонность к постничеству: ребенок не вкушал молока матери по средам и пятницам, а если она ела мясную пищу, также отказывался от ее груди.

У святого было два брата: старший Стефан и младший - Петр. Благочестивые родители воспитывали своих детей в благочестии и любви к странникам. Дети учились грамоте все вместе, но отрок Варфоломей заметно отставал в учении. Книжное знание не давалось ему, и он сильно переживал из-за этого, так как обучение грамоте значило и чтение Священного Писания и духовных книг, которого он был лишен. Однажды, когда отрок ходил в поле искать коней по просьбе своего отца, ему повстречался некий старец иеромонах. Мальчик не потревожил молитву старца, но после ее окончания рассказал иноку о своем  пламенном желании обучиться грамоте. Вместе они помолились, и старец дал ему небольшой кусочек просфоры.

Тогда Варфоломей припал к его ногам и просил посетить дом своих родителей, так как Кирилл и Мария очень любили принимать Божьих людей. Старец согласился, но прежде чем сесть за стол, сказал: Вкусим прежде пищи духовной!, - и дал отроку прочесть начало третьего часа. С удивлением, отрок начал читать и все дивились стройности и внятности его чтения. Уходя из дома, дивный старец возвестил родителям, что их сын станет обителью Пресвятой Троицы после чего сделался невидим.

Святой отрок отличался любовью к богослужению, сугубым постом и молитвой. Он любил уединение, и никто не видел его смеющимся или  играющим со сверстниками. Особенно он любил молиться ночами, что тщательно скрывал от домашних.

Когда братья Стефан и Петр женились, Варфоломей просил своих родителей отпустить его в монастырь, но они боялись потерять его как свою надежную опору и умолили его проводить их до гроба. Когда же они, приняв схиму в Хотьковском Покровском монастыре, мирно скончались, святой их сын почтил  память родителей милостынею и раздал свое наследство бедным.

Старший же брат Стефан, рано похоронив жену, принял постриг в том же Хотьковском монастыре, что и его родители. Вместе с Варфоломеем они отправились в лес, где отыскали место для уединенного подвига поста и молитвы, для единения с Богом. В то время пустынножители встречались крайне редко, а все монастыри, как правило, находились в городах. Вскоре братья построили там деревянную церковь в честь Святой Троицы. Это посвящение было необычным для Руси, но для преподобного это был образ единения и истинной любви, к которым он стремился всю свою жизнь. Разросшийся на этом месте монастырь стал называться Троицким.

Вскоре, не выдержав тяжести пустынножительства, Стефан ушел в московский Богоявленский монастырь. В 1337 году, прожив в уединении два года, преподобный пригласил в пустынь старца игумена Митрофана, который 7 октября постриг Варфоломея в монашество с именем Сергий. Тогда преподобному было всего 23 года.

Преподобный Сергий прожил в уединении еще два года, претерпев страшные искушения бесов, которые пугали его, желая изгнать из пустыни. Узнав о необычном на Руси подвиге пустынножительства, в пустынь стала стекаться братия. В 1344 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного в священнический сан и поставил в игумены монастыря.  Жизнь в пустыне была очень бедной, но преподобный не позволял выходить за ее ограду в поисках средств к существованию, и всегда Господь посылал в монастырь милостыню и пропитание.

Однажды во время ночной молитвы о своих духовных чадах, святой был удостоен откровения о своем будущем многочисленном духовном потомстве. Услышав тихий зов, преподобный открыл оконце своей кельи и увидел дивный  свет и множество дивных птиц, летающих по всему монастырю и за его оградой. Неведанный голос возвестил преподобному, что его ученики подобно красоте этих птиц будут украшены добродетелями и их число будет только умножаться.

Так и случилось: с именем преподобного Сергия связано основание около девяноста монастырей. Он стал родоначальником целой духовной школы. Многие из его учеников (Иосиф Волоцкий, Димитрий Прилуцкий, Ферапонт Можайский, Кирилл Белозерский и многие другие) основывали обители в среднерусских и северных землях и становились великими святыми, поэтому преподобного называют печальником и игуменом Русской зкмли.

Преподобный пользовался любовью и авторитетом не только простого народа, но и духовенства. Слава о нем достигла Константинополя и в 1354 году в обитель пришли посланники от Константинопольского Патриарха Филофея с дарами и благословением на введение общежительного устава.

Общежительный устав, принятый от греков еще Феодосием Печерским, к тому времени совсем исчез из монашеской жизни. Каждый монах живя обособленно, приносил из мира средства для жизни и сам заботился о всем необходимом, что часто вызывало зависть и любостяжание. Особенность общежития заключалась в том, что все монахи обители жили по одним правилам, полностью повинуясь игумену, и имели все общее: кельи, трапезу и послушания. Преподобный Сергий возродил эту древнюю традицию и стал игуменом монастыря.

Митрополит московский Алексей благословлял преподобного Сергея ходить в Ростов Великий и Нижний Новгород, Тверь и Рязань,  для примирения князей своим кротким и смиренным словом. Сплочение Руси велось вокруг Москвы, а обитель Сергия стала ее духовным центром. Любовью и уважением пользовался святой у князя Димитрия Донского, который часто обращался к преподобному за благословением и советом.

Великий князь Димитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество преподобного Сергия исполнилось: 8/21 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига.

Преподобного Сергея считали святым еще при жизни. Некоторые из братии видели сослужащего с ним  Ангела во время Литургии, в другой раз - Божественный огонь, исходящий из потира со Святыми Дарами. Преподобному Сергию являлась Сама Богородица обещавшая не оставлять Троицкой обители.

В 1392 году 8 октября (по новому стилю) старец предал свою чистую душу Господу.

В 1422 году совершилось обретение нетленных мощей преподобного Сергея. Его приемник  игумен Никон возвел в похвалу отцу своему святому Сергию каменный Троицкий собор, где и поныне почивают мощи преподобного, у которых совершаются многие чудеса. По просьбе Никона храмовую икону Троицы также в похвалу преподобному Сергию, написал великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев. Эта икона стала зримым выражением православного Символа Веры, воплощение духовных созерцаний святого Сергея.