Серафим (Соболев), святитель, архиепископ Богучарский
Житие
Святитель Серафим (Соболев) (в миру Николай Борисович Соболев епископ Православной Российской Церкви (рукоположен в Симферополе 1 октября 1920 года во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии), затем Русской православной церкви за границей и с октября 1945 года Русской православной церкви (Московский Патриархат).
В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма, автор книги Русская идеология.
В 1904 году, по окончании Рязанской духовной семинарии, поступил в Петербургскую Духовную Академию, где 26 января 1908 года епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) был пострижен в монашество с именем Серафим, в честь Серафима Саровского; 18 марта того же года был рукоположен во иеромонаха. В Академии сблизился с ректором ее епископом Феофаном (Быстровым).
В 1911 году определён на должность инспектора Костромской семинарии
С 1912 года ректор Воронежской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
Его хиротонию в Симферополе 1 октября (ст. ст.) 1920 года возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), впоследствии Председатель Архиерейского Синода.
14 ноября того же года на комендантском пароходе Херсонес, вместе с комендантом Севастополя генералом Николаем Стоговым, эмигрировал в Константинополь. Весной 1921 года, переехал в Болгарию.
В апреле 1921 года назначен епископом Богучарским, викарием Воронежской епархии.
Летом того же года стал во главе Болгарского благочиния русских приходов; настоятель бывшего русского посольского храма в Софии. Продолжал именоваться Лубенским до принятия специального о его титуле определения Архиерейским Синодом 18 (31) декабря 1929 года О переименовании Преосвященного Серафима, Епископа Лубенского, во Епископа Богучарского по его рапорту: сведения о его перемещении на викарную кафедру Воронежской епархии (Богучар) Патриархом Тихоном поступили в Архиерейский Синод только в 1928 году (экземпляр списка иерархов Российской Православной Церкви).
Его имени не было в числе 8-и иерархов РПЦЗ, подвергнутых прещениям указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и при нём Патриаршего Священного Синода О Карловацкой группе от 22 июня 1934 года № 50; в 1930-е годы поддерживал сношения с митрополитом Литовским Елевферием (Богоявленским) и архиепископом Вениамином (Федченковым), пребывавшими в юрисдикции Московского Патриархата.
В 1934 году Председателем Архиерейского Синода митрополитом Антонием (Храповицким) возведён в сан архиепископа.
В 1935 году дал детальную богословскую оценку имябожнического учения (имяславия) в своей работе против софиологии Владимира Соловьева, Сергия Булгакова и Павла Флоренского.
В августе 1938 года, на II Всезарубежном Церковном Соборе в Сремских Карловцах, представил доклад об экуменическом движении, в котором обосновывал недопустимость участия в нём Православной Церкви.
В труде Русская идеология (1939) отстаивал необходимость для России монархического правления, осуждал секулярные преобразования Петра и его последователей, восхвалял линию Патриарха Никона, призывал к восстановлению в будущей России истинного самодержавия на основе симфонии властей. В статье О новом и старом стиле указывал на противоречие григорианского календаря Церковному Уставу и сложившейся богослужебной традиции.
В 1943 году отказался участвовать в Архиерейском совещании иерархов Православной Русской Церкви Заграницей в Вене 21 26 октября 1943 года, которое проходило под покровительством властей Германии; содействовал преодолению схизмы Болгарской Церкви (снята в феврале 1945 года). 16 июня 1945 года вместе со своей паствой перешёл в юрисдикцию Московского Патриархата.
В докладе в Совет по делам РПЦ (конец апреля 1945 года) главы делегации Московской Патриархии, посетившей Болгарскую Церковь, архиепископа Псковского Григория (Чукова), на основе которого была подготовлена докладная записка И. Сталину, давалась следующая характеристика Серафиму: человек аполитичный, безусловно духовный, но очень "узкий" и политически довольно тупой, пользующийся, однако, большим уважением прихода.
30 октября 1945 года был принят, вместе с 7-ю русскими приходами в Болгарии, в юрисдикцию Московского Патриархата.
В 1946 году принял советское гражданство; в конце декабря того же года правительство СССР передало в его ведение бывшую посольскую церковь Николая Чудотворца в Софии.
Принимал участие в Совещании Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей в Москве в июле-августе 1948 года.
Скончался 26 февраля 1950 года в Софии; погребен в крипте под алтарём Никольского храма.
3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Освященного Архиерейского Собора в Храме Христа Спасителя был рассмотрен вопрос о прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). В заседании приняла участие делегация Болгарской Православной Церкви.
Члены Собора единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России и пропели величание новопрославленному святому.