МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

«Рождества Богородицы» Глинская

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы

Этот образ Пресвятой Богородицы был явлен в начале XVI века бортникам (пчеловодам) в лесу, где они создавали новые ульи. Образ висел на высокой сосне, из-под корней которого проистекал целебный источник. Позже на этом месте поселился монах-отшельник, который и стал основателем будущей обители. Пришедшие сюда монахи близлежащего путивльского монастыря трижды пытались снять образ с дерева, но он возвращался на прежнее место.

Обитель, возникшая здесь в 1648 году получила название Глинской пустыни в честь рода Глинских бояр, владевших окрестными землями (сейчас это Украина, Сумская область).

Икона прославилась множеством исцелений и была почитаема как чудотворная. В 1768 году архиерей Кирилл Севский и Брянский перенес образ в собор города Севска, но икона чудесным образом возвращалась обратно в Глинскую пустынь. Иноки называли свою обитель чудесным достоянием Царицы Небесной, а перед чудотворной иконой произносили монашеские обеты. В честь таких чудес по молитвам перед этим образом, как исцеление от эпидемии холеры в 1848 году и избавление от саранчи в 1856 и 1857 годах, были установлены ежегодные крестные ходы.

В 1922 году обитель была закрыта, а образ утрачен. В 1994 году Глинская обитель была возвращена Церкви. В настоящий момент здесь находится чтимый список с древнего образа.

Сама икона представляет собой вариант иконографии Рождества Пресвятой Богородицы небольшого размера, всего 20 на 16,7 см, написанный в академической манере. Архитектурным фоном иконы служит трехпролетная арка, символизирующая ветхозаветную скинию. На ее фоне возлежит на высоком ложе мы видим фигуру праведной Анны, возле которого стоит стол символ жертвенника. В проемах арки изображены служанка, несущая дары и святой Иоаким. В нижнем правом углу служанка держит Младенца Марию возле купели символа обновления рода человеческого. Позднее икона была помещена в серебряный киот, больший по размеру чем сама икона. На нем образ дополняли фигуры двух ангелов, поддерживающих икону и изображение Бога Саваофа вверху. Позднее, когда Глинская икона копировалась, это обрамление стало также воспроизводиться. Находящийся в обители список с Глинской иконы представляет собой древний вариант иконы без ангелов и Господа Саваофа.

Тропарь, глас 4

Днесь, благовернии людие, / осеняемии святым Богоматери образом, / во умилении глаголем: / Владычице. помози рабом Твоим / в напастех, скорбех и болезнех, / обременены бо грехми многими, / и избави ны от всякаго зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, / спасти души наша.

Кондак. глас 8

Аще и многажды икона Твоя, Богородице, / уносима бысть с места явления, / обаче чудесно в пустыню возвращашеся, / отонудуже всем верным подает благо потребное.