«Праворучица»
Образ Богородицы, держащей Младенца на правой руке широко распространенная иконография, к которой относятся несколько сотен икон, такие как Иерусалимская, Владимирская, Феодоровская, Игоревская, "Неувядаемый Цвет" и многие другие. Свое начало эта иконография берет в первые века христианства. По преданию, апостол Лука написал несколько икон Пресвятой Богородицы еще во время Ее земной жизни. Один из древних образов, приписываемый руке апостола Луки Древний находится на Пелопоннесе, в монастыре Мега Спилеон и именуется по названию монастыря Богородицей Спилеотиссой, то есть "Пещерной". Этот образ схож по иконографии с древней Иерусалимской иконой Богородицы "Пещерная" (из пещеры Воскресения Христова в храме Гроба Господня). Сама икона рельефная, она выполнена из мастики и воска. Монастырские источники повествуют, что после смерти апостола Павла, постол Лука жил и проповедовал в Ахайе (северная часть Пелопоннеса). Он принес с собой из Палестины этот образ, который подарил первым христианам Пелопоннеса. В годы гонений они нашли убежище в пещере, где и спрятали икону. Образ получил свой темный оттенок вследствие неоднократных пожаров в монсатыре. Характерным его отличием является то, что Младенец возседает на правой руке Богородицы. От этой древней иконы и берут свое начало такие древние греческие образы, как Дексиократуса (праворучная), Горгоэпикоос, Троеручица и многие другие. Позднее образ этой иконографии появляется на литых амулетах-змеевиках, широко распространенных в Византии, которые отсюда попадают на Русь.
Образ Богородицы, именуемый Праворучица стал широко распространен в землях Левобережного Днепра в XX веке. Здесь его можно было встретить в каждой "божнице" - домашнем иконостасе, где он стал неотъемлемой и даже обязательной частью, вместе с образами особо почитаемых Антония и Феодосия Киево-Печерских, как основателей пещерных монастырей. Наряду с почитаемыми лево-ручными иконыаим Богородицы в каждом доме в землях Лубенщины и по сей день можно встретить писанный маслом образ Богородицы Праворучицы, характерной чертой которого является ярко-алый мафорий Девы Мари и возседающий на правой руке Младенец. Такое почитание этого образа можно объяснить тем, что именно он считался более правильным, ввиду древности своего происхождения, благодаря чему стал истинно народным в землях Киевской Руси, бывших эпицентром территории формирования восточнославянского единства.