МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Петр (Могила), митрополит Киевский, святитель (1646)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Житие

Петр Могила (Петр Симеонович) (31.12.15961.01.1647), Киевский митрополит, родом из Валахии, где его отец был господарем Валахии (16011607), затем также Молдавии (16071609). В 1612 г., после захвата власти Кантемиром Мурзою, семья Могилы бежала в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники. Петр Могила учился в православном Львовском братском училище, где получил образование в строго православном духе, непокорном унии. Затем он слушал лекции в разных западных университетах за границей. Овладел латинским и греческим языками. Сперва он поступил на военную службу, участвовал даже в Хотинской битве.

Это было трудное время после Брестской унии 1596 г., когда православный народ юго-западной Руси, подчиненной поляками, остался без иерархов. Только міряне, организованные в братства, и казачество стояли за Православие. К счастью, в 1620 г. во время проезда через Киев в Москву иерусалимского православного Патриарха Феофана и посвящения им по просьбе казаков Киевского митрополита Иова Борецкого, православные Малороссии наконец приобрели своего архипастыря. Помощи от Москвы тогда еще не было, Киевская митрополия оказалась в юрисдикции Константинопольского патриарха, отношения между православными, униатами и польскими католиками были напряженными. Оплотом сопротивления унии стала сеть православных братств под руководством мірян и низового духовенства. А главою этого сопротивления стал Петр Могила, действовавший, однако, не физическою силою, а расчетливо и дипломатично, стремясь не обострять, а гасить конфликты. Он также считал, что нужно готовить православных священников с использованием западной (пусть даже иезуитской) системы образования со знанием культуры, языков и т.д. Именно этим привлекали иезуиты в свои повсеместно устроенные на Руси школы детей русского образованного слоя, и Петр Могила решил создать им православную конкуренцию.

В 1631 г. Петр устроил при Киево-Печерской лавре высшее училище для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках, которое соединено было им с братской школой. Помимо церковно-богословских наук, изучали славянский, латинский и греческий языки, литературу, риторику, музыку, логику, философию, историю, естественные науки, переводились разные сочинения. В то время латинский язык был необходим не только для споров о вере с католиками, но и на судах и в сеймах. Поэтому для безупречного овладения им преподавание всех наук, исключая славянской грамматики и православного катехизиса, шло на латинском языке. Начали отправлять молодых людей для учения за границу. Впоследствии училище называться Киево-Могилянской коллегией.

В 1632 г. при избрании польским королем Владислава IV Петр, присутствуя в Варшаве представителем киевлян, выхлопотал легальное существование для Православной Церкви, наряду с униатской. Польский король, благодаря дипломатическим усилиям Петра, был вынужден признать легальное существование православной митрополии в Киеве и четырех епархий, каковые до того времени существовали явочным порядком. Следствием этого разрешения явилось отрешение многих прежде избранных епископов, в т. ч. и Киевского митрополита Исайи Копинского (преемника Иова Борецкого), вместо которого в 1633 г. был поставлен Петр Могила.

Еще ранее Петр Могила в 1628 г. руководил осуждением "Апологии" Мелетия Смотрицкого (который стремился оправдать свой уход в унию и старался доказать, что в Православной Церкви существуют заблуждения). Теперь при помощи лаврской братии и учеников школы Петр Могила стал даже отбирать у униатов захваченные ими церкви и монастыри, в том числе Софийский собор и Выдубицкий монастырь, восстанавливал древние киевские храмы, обращаясь также за помощью и к Московскому Государю. Царь Михаил Федорович, когда еще Петр был только Киево-Печерским архимандритом, пожаловал ему грамоту, которой лаврским инокам разрешалось каждые 5-6 лет приходить в Москву для собирания милостыни. И Михаил Федорович, и Алексей Михайлович, еще и лично благотворили бедным Киевским монастырям и храмам, жертвуя им деньги, священные одежды, книги и иконы. А для украшения Киево-Печерской Лавры прислали даже искусного иконописца-сусальника (золотых дел мастера).

В то же время Петр стремился не обострять отношений с Римом и, в частности, пытался созвать примиренческий съезд униатов и православных, чтобы договориться о мирном сосуществовании. Он надеялся пересилить униатское засилье должным православным уровнем подготовки духовенства. Примечательна в этом отношении книга "Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной". Издательская деятельность Петра Могилы была очень обширна. В Русской Православной Церкви тогда была большая потребность в единых для всех богослужебных книгах, и издания Петра Могилы ("Служебник", "Требник" и др.) нашли вскоре распространение и в Московской Руси, как и его воспитанники.

Могила, защищая Православие от католичества, не стеснялся, однако, заимствовать из западной церкви то, что, по его мнению, не противоречило духу Православия и согласовалось с практикою общей древней Церкви. Его система подготовки духовенства во многом носила западный схоластический характер (как сумму приемов, формул, классификаций для пользования знаниями своего рода умственная гимнастика). В результате этого западная методика и культурная основа проявлялась и в богословском рационализме, что потом Петру Могиле нередко ставили в вину российские богословы и историки Церкви.

Прот. Георгий Флоровский сомневался даже в его православности: Есть что-то загадочное и двусмысленное в образе Петра Могилы. Трудно понять, был ли он искренним ревнителем православия или скорее искусным соглашателем... Между тем, его историческое влияние было решающим. И обоснованно его именем обозначают целую эпоху в истории западно-русской церкви и культуры... И в патриархи латино-униатская партия всегда выдвигала именно Могилу, вряд ли без его ведома... Действительно, догматических возражений против Рима у Могилы не было. Он лично был уже как бы в догматическом единомыслии с Римом. Потому так легко и свободно он и обращался с латинскими книгами. Именно то, что он находил в них, он и принимал за православие, как древнее преданиe. Для него стоял только вопрос юрисдикции. Но это, возможно, слишком резкое суждение.

Петр Могила скончался 1 января 1647 г. на пятидесятом году своей жизни, с небольшим за год до народного взрыва, иным путем отстоявшего русскую веру и народность, заключает Н.И. Костомаров.