Петр (Чельцов), исповедник, пресвитер (1972)
Житие
Родился 20 августа 1888 года в селе Шехмино Рязанской губернии (ныне Рыбновский район Рязанской области) семье псаломщика, впоследствии ставшего священником. В отрочестве прислуживал в храме с. Болошнево Рязанской губ., где настоятелем был протоиерей Иоанн Викторов, а позже служил его сын о.Михаил Викторов.
В 1904 году закончил Рязанское духовное училище, в 1910 году - Рязанскую духовную семинарию. Как первого ученика, за казенный счет его отправили в Киевскую духовную академию.
На родине у него осталась невеста, Мария Стародубцева, внучка протоиерея Иоанна Викторова от дочери Анастасии Ивановны. Когда Петр после первого курса в 1911 г. приехал на каникулы, то будущая теща приложила старания к тому, чтобы молодые поженились, хотя устав Академии запрещал жениться до окончания учебы, и свадьба состоялась. Вернувшись в Академию, Петр по собственному прошению был уволен из числа студентов.
16 октября 1911 г. был рукоположен во священника епископом Димитрием (Сперовским). Определен к Георгиевской церкви с.Уляхино-Юрьево Городище Касимовского уезда Рязанской губернии. Одновременно был законоучителем Уляхинской церковно-приходской школы и Сивцевской школы грамоты.
В августе 1912 г. о.Петр по совету протоиерея Анатолия Правдолюбова подал прошение о восстановлении в Киевской духовной академии (женатым священникам дозволялось учиться в академии) и поступил на второй курс. В 1915 г. окончил Академию со степенью кандидата богословия с правом получения степени магистра богословия без новых устных испытаний
В 1915 году назначен преподавателем Ветхого Завета в Смоленской духовной семинарии. Одновременно с преподаванием в духовной семинарии с 24 октября1915 г. до 1918 г. служил законоучителем и инспектором классов в Смоленском женском епархиальном училище. С 22 июля 1916 г. он исполнял обязанности редактора "Смоленских епархиальных ведомостей".
О.Петр был активным церковно-общественным деятелем Смоленска. 31 июля 1916 г. преосвященный Феодосий (Феодосиев) назначил о.Петра товарищем председателя Братства прп.Авраамия Смоленского (председателем был сам епископ). 8 августа 1916 г. он был избран членом Комитета помощи жертвам войны. Ему было поручено приобретение Евангелия и религиозно-просветительской литературы для лазаретов, выяснение возможностей издания житий Смоленских святых. Он участвовал в организованных Братством публичных религиозно-нравственных чтениях в пользу жертв войны. 21 ноября 1916 г. на таких чтениях он прочитал лекцию "О смысле страданий". В 1916 г. он принимал активное участие в съезде духовенства и церковных старост Смоленской епархии. 25 мая - 5 июня1917 г. участвовал во Всероссийском Съезде педагогов и деятелей духовных школ в Москве.
Был избран от клириков и мирян Смоленской епархии членом Поместного Собора 1917-1918, на котором был одним из самых молодых участников.
После закрытия в 1918 г. духовных учебных заведений был призван солдатом в тыловое ополчение, как не имеющий прихода. Но по ходатайству прихода Ильинской церкви г. Смоленска был освобожден и приходским собранием в ноябре 1918 г. был избран священником этого храма. Преподавал литургику и гомилетику на пастырских курсах, организованных в1921 г. смоленским епархиальным начальством, был экзаменатором кандидатов в диаконы и священники.
18 апреля 1921 г. был возведен в сан протоиерея. О.Петр был ревностным последователем патриарха Тихона.
6 апреля 1922 года арестован за "сопротивление изъятию церковных ценностей", освобожден через два месяца "за неимением состава преступления".
Вместе с супругой воспитывали приемную дочь Марию. Матушка часто ездила к старцам и побуждала к этому и отца Петра. Часто они бывали в Оптиной у старца Нектария, а один блаженный сказал батюшке, когда тот закончил академию: Ну вот, Петенька, начинается наша академия. Это был 1915 г. Позже, в заключении, отец Петр не раз вспоминал эти слова.
В 1924 году был вновь арестован (и тем самым изолирован) в связи с прохождением в Смоленске Обновленческого съезда - как последователь патриарха Тихона. Обвинялся в контрреволюционной деятельности, через 10 дней был освобожден за недоказанностью обвинения.
19 июня 1927 г. вновь арестован по обвинению в "групповой а/с деятельности, распространении к/р литературы" и был приговорен к 3 годам концлагеря, которые он провел в Соловецком лагере особого назначения. Впоследствии отец Петр вспоминал, что на Соловках его "даже в море топили, но Господь сохранил его". В Соловецком лагере окончил фельдшерские курсы, работал фельдшером. Матушка Мария собирала посылки о.Петру и даже ездила к нему на Соловки.
В 1929 году был досрочно освобожден из лагеря с запрещением проживания в 6 населенных пунктах с прикреплением к определенному месту жительства. Проживал до 1 ноября 1930 г. в д.Заречье, затем в г.Кадникове Вологодской области. Работал на дому сапожником. Матушка Мария поселилась вместе с ним. В это время он посещал Лазаревскую кладбищенскую церковь в г. Вологде.
7 марта 1933 года был арестован в Кадникове по обвинению в том, что "являлся участником антисоветской группы из числа ссыльных и проводил среди населения контрреволюционную агитацию, материальной помощи ссыльному духовенству". Проходил по групповому делу "Дело Чельцова П.А., Мечева С.А. и др., г.Кадников, 1933г.". Был приговорен к трем годам лагерей, отбывал наказание в ИТК г. Коноша Архангельской области. Освобожден в апреле 1936 г.
После освобождения служил в Казанской церкви села Нарма Курловского района (ныне Гусь-Хрустальный р-н) Владимирской области. В 1941 г. храм был закрыт.
В мае 1941 года был арестован в Нарме по обвинению в неуплате государственного налога, приговорен к 1 году ИТЛ, наказание отбывал в Угличском исправтрудлагере (Ярославская область). В мае 1942 г. был освобожден и вернулся в Нарму.
16 апреля 1942 г. назначен священником Рождественского храма села Заколпье - первого храма, открывшегося после долгих лет в Гусь-Хрустальном районе.
Из воспоминаний псаломщика, служившего вместе с о.Петром:
18 июня 1949 года был арестовал в Заколпье по обвинении в "участии в антисоветской группе".
О.Петра обвинили в следующем:
В предъявленном обвинении о.Петр виновным себя не признал. Во время следствия содержался во Владимирской тюрьме.
13 февраля 1950 года он был приговорен к 10 годам ИТЛ. Был этапирован усиленным конвоем как "особо опасный преступник" в ИТЛ на лесоповале пос. Инта, Коми АССР. Затем перемещен в ИТЛ "Минеральный", пос. Абезь Интинского района Коми АССР.
В 1954 г. о.Петр обратился к Генеральному Прокурору СССР с заявлением, в котором описывал как проходило следствие (жалоба была оставлена без удовлетворения):
В ноябре 1955 г. после выхода Указа Президиума ВС от 3 октября 1955 г. о.Петр, как престарелый инвалид второй группы, был освобожден досрочно под опеку родственников и надзор органов МГБ. О.Петр выехал в с. Заколпье под опеку матушки Марии, у которой предварительно потребовали подписку о согласии взять на иждивение мужа-инвалида. В это время матушка Мария жила с помощью добрых людей - после ареста мужа ее выгнали из дома. Год о.Петр жил в с.Заколпье под надзором органов МВД как ссыльный поселенец. Он был обязан ежемесячно являться в Курловскую районную комендатуру на регистрацию, и только 28 марта 1956г. он был освобожден из-под надзора органов МВД.
13 декабря 1955 г. по своему прошению получил назначение к Пятницкой церкви с. Великодворье (Пятница) Гусь-Хрустального района Владимирской области. В небольшой Пятницкий храм приезжали богомольцы из самых различных мест нашей Родины. Для каждого о.Петр находил слово утешения и ободрения. Служил он несколько раз в неделю. В течение дня иногда совершал не один молебен для многочисленных богомольцев.
В 1957 г. о.Петр подал заявление о снятии судимости и получил отказ, к заявлению была приложена справка архиепископа Владимирского и Суздальского Онисима, в которой говорилось, что
Службы о.Петра были очень торжественны. Особое попечение он имел о благолепии храма, привлекал к этим трудам прихожан. Служил он без сокращений (несмотря на уговоры жалевших его певчих), не допускал искажений и поспешности. Чтение было ясным, пение стройным. Когда была возможность, он сам пел на клиросе. Он был очень музыкален, имел приятный мягкий голос, дома под аккомпанемент физгармонии исполнял церковные песнопения.
В половине пятого утра уже был в храме, принимал людей, исповедовал. Затем служил Литургию, молебен с акафистом и панихиду. Молился он горячо, со слезами. В 12 часов дня, уставший до изнеможения, шел домой, но уже через час вновь был в храме, отпевал, служил заказные молебны. Вечером - всенощная, а затем вновь принимал людей. 20 февраля 1969г. епископ Онисим обратился в Московскую Патриархию, чтобы изготовить потир для Пятницкой церкви емкостью полтора литра, т.к. существующий не вмещал частицы, вынутые на проскомидии, а еще надо было причащать до 400-500 исповедников. Отец Петр стоял со Святой Чашей до одеревянения ног, рукой его водила церковница. После причащения прихожан он не сразу мог сдвинуться с места.
Отец Петр часто повторял: Я не врач, я помочь не могу, я молиться буду, и Господь исцелит. Множество людей исцелилось по его молитвам, даже от безнадежных болезней (таких, как рак, например). Благодарные люди присылали батюшке с матушкой продукты: а они кормили богоморльцев, помогали нуждающимся - одеждой, деньгами. Служение Богу и людям было смыслом жизни о.Петра.
Летом 1972 года о.Петр заболел, но, превозмогая болезнь, продолжал богослужения.
Скончался 12 сентября 1972 г. и был погребен за алтарем храма. Чин погребения совершал архиепископ ВладимирскийНиколай (Кутепов) в сослужении с клириками разных епархий. Когда гроб с телом о.Петра обносили вокруг храма, за ним следом несли и матушку Марию на носилках, сама она идти не могла. Матушка Мария скончалась 4 декабря 1972 г. на Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.