Парфений (Брянских), епископ Ананьевский, священномученик (1937)
Житие
В миру Брянских Петр Арсеньевич, родился 30 октября 1881 года в Иркутске, в семье Арсения и Анны Брянских. Брат новомученицы Антонины Брянских (+ 1938). Их отец был потомственным почетным гражданином, работал доверенным (управляющим) промышленно-торговой фирмы "Немчинов и сын".
Учился в гимназии в Иркутске, но вышел из пятого класса и перешел в Иркутскую духовную семинарию. В 1902 году поступил в Киевскую духовную академию которую окончил в 1907 году со степенью кандидата богословия . По окончании академии для пополнения образования выехал за границу и в течение семестра в 1908 году слушал курс библейских наук в Берлинскомуниверситете.
По возвращении на родину в 1908 году был определен в Красноярскую духовную семинарию, а в 1909 году переведен в Рязанскую духовную семинарию, где до 1911 года преподавал Ветхий Завет.
Продолжая преподавать Ветхий Завет, в 1911 году он принял монашество, после чего состоял в сане архимандрита преподавателем и помощником начальника Житомирского училища пастырства.
С 26 декабря 1916 года - начальник пастырско-миссионерской семинарии при Григорие-Бизюковом монастыре Херсонской епархии.
После закрытия семинарии он переехал в 1918 или 1919 году в Херсон, где проживал в архиерейском доме при епископе Прокопии (Титове). выполняя обязанности секретаря до 1921 года.
16 мая 1921 года был хиротонисан во епископа Новомиргородского, викария Одесской епархии.
Вскоре титул его меняется на "Ананьевский", вероятно по причине переезда в город Ананьев в Молдавии.
В 1921-1923 годах временно управляющий Одесской епархией. Вместе с ближайшим другом и единомышленником епископом Макарием (Кармазиным) совершил епископские хиротонии наиболее твёрдых сторонников патриарха Тихона, способных к активной церковной деятельности.
Владыка отличался своей необыкновенной прямотой и всегда безбоязненно обличал безбожие и обновленчество, за что подвергся многочисленным арестам. Уже в декабре 1921 года он арестован в Ананьеве и заключен в тюрьму до мая 1922 года, после чего выехал в Киев. Здесь он снова был арестован в октябре 1922 года, препровожден в Харьков, где находился под стражей 10 суток, а по освобождении выехал в Москву.
В Москве проживал в Данилове монастыре без права выезда. Здесь собрались наиболее консервативо настроенные церковные иерархи, активно и непримиримо боровшиеся с обновленческим движением.
С 1924 года, после ареста настоятеля монастыря архиепископа Феодора (Поздеевского), владыка Парфений возглавил братию обители. Он был одним из ближайших помощников патриаршего местоблюстителя митрополита священномученика Петра (Полянского).
30 ноября 1925 года последовал арест епископа Парфения по делу митрополита Петра. Находясь в заключении, 10 декабря 1925 года он был формально освобожден он управления Ананьевской кафедрой [2]. Во время следствия владыка содержался в Бутырской тюрьме, а 5 ноября 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ осудило его по статье 68 УК РСФСР обвинив в членстве и участии в "деятельности церковно-монархической организации, поставившей себе здачей нанесение ущерба диктатуре пролетариата." Владыке Парфению, как и епископу Герману (Ряшенцеву), было предъявлено обвинение, что он состоял членом так называемого "Даниловского Синода". Кроме того, ему и епископу Амвросию (Полянскому), предъявили обвинение, в том,
что они представляли собой членов своеобразного Бюро даниловской группировки, предварительно обсуждавших все вопросы наибольшей важности, передавая линию поведения остальным членам группировки, привлекая к своим особо важным заседаниям и других черносотенных церковных деятелей, как например митрополита Петра... и других. В частности в том, что они приняли решение защищать эмигрантскую часть церковников, отрицать за ней антисоветскую деятельность, для сохранения связи с ней, а также в решении признать киевским митрополитом именно Антония ХРАПОВИЦКОГО.
Кроме того, в том, что
они поддерживали связь с бывшим обер-прокурором Синода САБЛЕРОМ, получая от последнего указания и дерективы по всем важным церковно-политическим вопросам, и передавая указания не только в Даниловский монастырь, но также и митрополиту Петру, как например, указания об Антонии и о поддержке заграничников.
Владыку приговорили к 3 годам ссылки в Коми-Зырянском крае. Его срок окончился в апреле 1928 года [3], после чего он приехал в Москву, где вновь проживал при Даниловом монастыре без права выезда, служа здесь на полулегальном положении.
Находился в оппозиции к заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) после издания последним его "Декларации". Епископ Парфений был одним из руководителей даниловского течения, вел переписку со священномучеником митрополитом Кириллом (Смирновым), тайно совершал богослужения и окормлял многочисленных духовных чад.
29 октября 1929 года был вновь арестован. 29 ноября того же года был осужден за то что "настраивал верующих к сопротивлению закрытию одной из церквей Даниловского монастыря под продовольственный склад" по статье 58-10 УК РСФСР. Приговором стали 3 года ссылки в Казахстане. В 1929 году был выслан Киргизию в Уил и был так избит по дороге, что лежал в Самарской тюремной больнице.
До сентября 1933 года жил в Уиле, близ Актюбинска, после чего был освобожден и выслан в город Скопин, где пребывал до декабря. Сначала он проживал у архимандрита Данилова монастыря Стефана (Сафонова), а затем поселился в своей комнатке по ул. Маркса. В декабре 1933 года выехал в Молдавию в город Ананьев для получения паспорта, в чем ему было отказано. Узнав, что его мать проживает в городе Кимры, выехал к ней.
В ночь на 2 ноября 1934 года был снова арестован. 17 января 1935 года приговорен к 5 годам ссылки в Северный край по статье 58-10 УК РСФСР за то, что "вел антисоветскую агитацию, устраивал на своей квартире тайные богослужения".
Прожил два года в Архангельске, где продолжал тайно совершать богослужения на дому и проповедовать.
4 августа 1937 года был арестован в ссылке по обвинению в организации "контрреволюционной группы из числа церковников и ссыльного духовенства". На допросе показал, что"никаких связей ни с кем не имел, контрреволюционной деятельности не вел".
15 октября тройкой при УНКВД по Архангельской области был приговорен к расстрелу.
Расстрелян 22 ноября 1937 года в Архангельске.