«Остробрамская»
Этот образ Богородицы несколько отличен от традиционных православных икон, так как несет в себе западную традицию. На иконе изображена Пресвятая Богородица без Младенца со сложенными крест накрест руками и склоненной головой. В такой позе в западной традиции пишут Пречистую Деву на иконах Благовещения. То, что икона восходит к католическому миропониманию, также видно по тому, что мафорий Марии не пурпурно-вишневый, как принято в православии, а темно-синий. Пречистая Дева склонила Свою главу и покорно скрестила руки, услышав слова благой вести, принесенные Ей Архангелом Гавриилом: Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему (Лк. 1, 38). Одежды Богородицы украшены ажурными ветками руты, растения, которое символизирует девственную чистоту. Внизу образа мы видим луну полумесяц, на которой изображен небольшой крест. На иконах Благовещения иногда во чреве Богородицы изображают Младенца Христа. На иконе Остробрамская там, где мог бы быть написан Младенец, мы видим Голгофу и Распятие. На образе, благодаря такому изображению, показано, что, принимая Благую весть, Мария принимает и все остальное, что Ей предстоит пережить.
На то, что образ является как бы частью иконы Благовещения, указывает и ее древнее название Корсунская Благовещенская. По преданию ее привез из Корсуни великий князь литовский Ольгерд в XIV в. после одного из походов на крымских татар. Князь Ольгерд хоть и принял православие, иногда возвращался к языческим обычаям, и в начале своего княжения даже предал смерти за веру первых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Вторая жена Ольгерда Иулиания, тверская княжна, передала образ в Троицкую обитель, которую она основала на могиле трех мучеников.
В 1498 году ввиду опасности близкого нашествия татар, город Вильно был обнесен новыми стенами, а в надвартной часовне в остром конце города был помещен образ Богородицы ликом ко входящим в город. Около 1624 г. Свято-Троицкий монастырь вместе со всеми постройками и надвратной часовней, где хранилась чудотворная икона перешел латинским монахам-кармелитам. В 1671 г. кармелиты, проявлявшие особое попечение об иконе, даже устроили для нее новую часовню, в которой установили икону, обратив ее ликом к костелу и городу. С тех пор образ находится у католиков. Известно, что в XVIII XIX вв. в этой часовне регулярно совершались как католические, так и православные богослужения.
В первой половине XIX в., после упразднения церковной унии, Троицкая обитель была отдана Православной церкви, но чудотворная икона по-прежнему оставалась в руках католических монахов.
В настоящее время образ продолжает находиться в часовне на Остробрамских воротах. Перед образом регуларно совершаются богослужения по католическому обряду, но для молитвы постоянно приходят сюда и православные. На образе и на стенах всей часовни нанизано множество украшений, принесенных Богородице в благодарность за ответы на молитву и многочисленные исцеления.