МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Николай (Любомудров), пресвитер, священномученик (1918)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Житие

Николай Иванович Любомудров родился 11 апреля 1862 года в селе Юркино Пошехонского уезда Ярославской губернии, в семье псаломщика. Был старшим сыном из шестерых детей.

В 1877 году окончил Пошехонское духовное училище и поступил в Ярославскую духовную семинарию, которую окончил в1884 году по первому разряду, что давало право на поступление в духовную академию, однако для этого не было материальных возможностей: как старший сын, он должен был обеспечивать больную овдовевшую мать, младших братьев и сестер.

В 1884 году назначен псаломщиком в Ярославский Богородице-Рождественский храм, что на Духовской улице.

2 февраля 1887 года, в праздник Сретения, обвенчался с дочерью священника с.Печелки Софьей Петровной Дьяконовой, учительницей школы для крестьянских детей в с.Абакумцеве, основанной Н.А. Некрасовым. Ее брат, Александр Петрович Дьяконов, стал профессором Петербургской духовной академии.

В феврале того же года был рукоположен во диакона, затем во священника.

В марте того же года назначен священником в село Лацкое Мологского уезда Ярославской губернии и законоучителем трехклассной земской школы. В многолюдном торговом селе было две церкви: Вознесенская и кладбищенская церковь Казанской иконы Божией Матери.

Отец Николай развернул активную духовно-просветительскую работу: в 1897 г. создал первую в округе библиотеку-читальню для крестьян ; будучи абсолютным трезвенником, в проповедях, в публичных чтениях вел неустанную борьбу с пьянством; создал образцовое садовое хозяйство и пасеку. Выписал из Америки несколько сельхозмашин на конной тяге, которыми пользовались и крестьяне. На выделенных его семье десятинах церковной земли о.Николай завел образцовое хозяйство, разбил яблоненвый сад, пасеку. Он часто консультировал крестьян по вопросам плодородия земли, снабжал их высокосортными семенами зерновых культур. О.Николай был сторонником постоянного государственного жалования для приходских священников, считая унизительным и безнравственным получать за церковные требы деньги с крестьян-бедняков.

В 1898 году о.Николай тяжело заболел тифом. Его жена, Софья Петровна, будучи беременной, отправилась в Петербург и просила молитвенной помощи у о.Иоанна Кронштадтского. Помолившись, о.Иоанн сказал ей: "Супруг выздоровеет, а ребенок родится здоровым". Вскоре о.Николай поправился, а сын в благополучном здравии прожил 93 года.

В 1918 г. власть в с.Лацком захватили "красные", и о.Николай по настоянию детей просил о переводе на другой приход. Управляющий епархией архимандрит Иаков благословил его остаться на месте, сказав: "Если убьют - примешь от Господа мученический венец".

  В июле 1918 г. произошли эсеровские мятежи в Ярославле, Рыбинске и других городах, Осенью 1918 г. был объявлен "красный террор". 16 октября неизвестные вооруженные люди, действуя угрозами и уговорами, собрали ополчение из жителей села для борьбы с большевиками и увели множество мужчин. О.Николай, повинуясь пастырскому долгу, отслужил по слезным просьбам родственников молебен о здравии и спасении ушедших, которые к вечеру вернулись домой. Этот молебен еще больше озлобил местных активистов, решивших, что о.Николай служил молебен о даровании победы над большевиками. Не считая себя виновным и не находя возможным дать повод к новым подозрениям, о.Николай отказался скрыться, когда к селу приблизился карательный отряд латышских стрелков.

2 ноября 1918 г. на Димитриевскую родительскую субботу он отслужил литургию и панихиду. После этого его арестовали. Пришедшие за о.Николаем в церковь комиссар и двое солдат расстреляли его на огороде, недалеко от собственного дома, и поспешили присоединиться к остальным, занимавшимся в это время грабежом. Местная власть запретила отпеть о.Николая в церкви, и его похоронили ночью, при свете факелов и тихом пении "Святый Боже". Отпевание о.Николая, после настоятельных просьбы матушки, было совершено тремя знакомыми священниками только весной следующего года.