Николай Кавасила (ок. 1397)
Житие
Николай Кавасила родился в аристократической семье. Представители его рода играли видную роль вцерковной и политической жизни Византии начиная с XI века. Его мать была сестрой трех архиереев, изкоторых наиболее известен Нил Кавасила, учитель будущего светильника Церкви, архиепископФессалоникийский в 13611363 годах, автор ряда полемических сочинений против латинян.
В 13351340 годах Николай Кавасила обучался в Константинополе. Помимо грамматики, риторики ифилософии, изучал естественные науки, особый интерес проявил к астрономии.
Источники свидетельствуют, что уже в 1330-х годах Николай Кавасила находился в тесной связи сисихастским движением. Его духовным руководителем в годы юности являлся ученик преподобного ГригорияСинаита и будущий Константинопольский Патриарх Исидор Бухир, которому святой Григорий далследующий характерный совет: Жить не в пустынях и не в горах но в миру, (чтобы окормлять) тех,кто и там живет по-монашески и киновийно. Эти слова в сопоставлении с некоторыми текстамиКавасилы указывают на традицию лаического исихазма, неразрывно связанного с исихазмом монашескимкак на онтологическом уровне единством аскетического идеала, так и на уровне практическогосоработничества по претворению в жизнь целей и задач этого духовного движения.
Начиная с 1341 года Кавасила активно участвует в политической и религиозной жизни. На протяжениимногих лет он был другом и советником императора Иоанна Кантакузина, поддерживал его во времягражданской войны, с трудом спасся от смерти в дни страшной резни фессалоникийской знати зилотами вавгусте 1345 года.
В 1347 году Кантакузин поручил Кавасиле сопровождать новоизбранного архиепископа ФессалоникийскогоГригория Паламу на его кафедру. Солуняне не приняли святителя. Он и Кавасила направились на СвятуюГору, где пробыли год.
Как свидетельствуют источники, Кавасила и его друг Димитрий Хидонис знали от самого императора о егонамерении удалиться в монастырь святого Маманта (1349 г.) и собрались последовать за ним. Кантакузинхарактеризует их как мужей, получивших высшую мудрость, равно и делами любомудрствующих и ведущихразумную безбрачную жизнь, то есть являющих собой род мирского аскета, образованного и мудрогомужа, стремящегося сочетать христианский аскетизм с высоким литературным, научным и философскимтворчеством.
Твердой православной позиции придерживался Кавасила во время и после Влахернского Собора 1351 года,осудившего антипаламитов. О его высоком авторитете у современников свидетельствует следующий факт. В1353 году оказался вдовствующим патриарший престол Константинополя. Собор в числе трех кандидатов,предложенных императору, назвал и мирянина Кавасилу. Мирянином он, очевидно, оставался до концажизни, по крайней мере ни один из дошедших до нас источников не говорит о принятии Кавасилоймонашеского пострига или священного сана. (Приписывание же ему достоинства Фессалоникийскогоархиепископа основано на историческом недоразумении.)
О жизни Кавасилы после 1353 года до нас дошли лишь некоторые отрывочные свидетельства. В 1354 году онпроизносит панегирик при вступлении на императорский престол Матфея Кантакузина, сына Иоанна. В 1363году он прибыл в Фессалоники на похороны своего дяди Нила, а позже и своего отца. Свидетельством того,что он жил еще в первой половине 90-х годов, являются поддающиеся точной датировке письма,направленные ему Мануилом II Палеологом, Димитрием Кидонисом и Иосифом Вриеннием. Вероятнойдатой кончины Кавасилы является 1397 (1398) год.
Наследие, оставленное Николаем Кавасилой, достаточно велико. Количество только богословских его трудовпревышает полтора десятка. Однако, по справедливому замечанию И. И. Соколова, слава НиколаяКавасилы как богослова-мистика покоится главным образом на его сочинении О жизни во Христе. Всеми главах (словах) этого выдающегося произведения Кавасила подвергает глубокому рассмотрению иисследованию природу православной духовной жизни.
Его богословие есть откровенный и глубокий диалог Православия с нарождающимся возрожденческиммировоззрением, диалог, в котором утопии гуманизма без Христа противопоставляется церковное учение очеловеке, созданном по образу и подобию Божиему и призванном к восстановлению помраченного образа, кобожению, жизни во Христе, обретаемой через всецелое приобщение к литургическому и молитвенномуопыту Церкви.
3 июня 1982 года Николай Кавасила был прославлен в лике святых Синодом Элладской ПравославнойЦеркви. День его памяти установлен на 20 июня (по новому стил