МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Марк, архиепископ Ефесский, святитель

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Молитвы

Тропарь святителя Марка Эфесского

глас 8

Православия наставниче, новшеств противоборниче,/ степень веры, Церкве светильниче,/ учителей Богодухновенная печате, Марко всемудре,/ писании твоими вся просветил еси, цевнице духовная,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

 

Житие

Святитель Марк, митрополит Ефесский, великий исповедник Православия (в миру Еммануил), родился около 1391 - 1392 года в Константинополе. Родители его происходили из знатного и состоятельного рода. Отец был диаконом и имел высокий церковный чин сакеллария храма Святой Софии. Мать была дочерью врача. В крещении будущий святитель получил имя Мануил (Еммануил).

Стремясь к подвигу иночества, Мануил в 1418 году оставил столицу и отправился на остров Антигон (при входе в Никомидийский залив). Духовным отцом и наставником Мануила стал игумен Симеон, совершивший его иноческий постриг с именем Марк.

Жизнь на острове Антигон проходила в постоянном напряжении и тревоге, в ожидании турецких набегов. В этих условиях подвижникам было нелегко сохранять спокойствие, сосредоточенность и молчание. Поэтому вместе с духовный отцом святой Марк возвратился в Константинополь. Здесь, в знаменитой Манганской обители, он всецело предался подвижничеству.

После смерти престарелого митрополита Ефесского Иоасафа в 1437 году, святой Марк был по указу императора Иоанна VIII возведен на Ефесскую кафедру. Он принял высокий духовный сан единственно для защиты Церкви своим словом, - говорит Георгий Схоларий, - Церкви нужна была вся сила его слова, чтобы удержаться от совращения, в которое влекли ее нововводители.

Приняв Ефесскую митрополию, святитель Марк недолго был со своей паствой: 24 ноября 1437 года, в составе многочисленной делегации, он отправился в Италию на Ферраро-Флорентийский Собор.

Святитель Марк жаждал подвижнической жизни в отшельничестве и молчании, как этого некогда желал святитель Григорий Богослов. Но Промысл Божий готовил ему, как и святому Григорию Богослову, долгий и трудный путь борьбы за чистоту Православия; ему было суждено и пламенными речами, и тончайшими богословскими силлогизмами обличать заблуждения и отстаивать истину православных догматов.

Слово святителя Марка Папе Римскому Евгению IV на открытии Собора свидетельствует, что святитель Марк жаждал единства Церкви, верил в возможность Унии, искал единения с латинянами, но единения истинного, основанного на единстве веры и древней богослужебной практики. Святитель Марк подчеркивал, что чистота Православия должна быть сохранена и что переговоры могут окончиться неуспехом, если Рим не пойдет на известные уступки, отказавшись от тех новшеств, неизвестных Древней Церкви, которые были введены в догматику и богослужебную практику Западной Церкви и явились причиной раскола между двумя Церквами.

Последующие прения по вопросу чистилища между православными и латинскими богословами, во время которых неоднократно выступал святитель Марк Ефесский, ни к чему не привели и закончились 17 июля 1438 года, когда православные представители, после своих внутренних совещаний, после тщательного и долгого обсуждения вопроса, вынесли следующее заявление о православном веровании в участь душ после смерти: Души праведных наслаждаются немедленно после смерти (следовательно, до воскресения тел) всем тем блаженством, которое души способны воспринять без тела, но после воскресения еще нечто прибавится к этому блаженству, именно - прославление тела, которое возсияет, как солнце.

Святитель Марк опроверг доводы латинян и привел ряд аргументов, говорящих против существования очистительного огня.

После того, как между православными и латинянами не было достигнуто соглашения по первому обсуждаемому вопросу - вопросу о чистилище, и после того, как прошло несколько месяцев в бездействии, было решено перейти к важнейшему пункту расхождения между двумя Церквами, именно - к вопросу Filioque (Filioque - и от Сына; учение Римско-Католической церкви об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына).

На 5-м заседании, 16 октября, святитель Марк Ефесский привел данные в подкрепление своего утверждения, что вносить латинянам в Символ Веры прибавление Filioque было непозволительно. Он привел то определение о запрещении изменять Символ Веры, которое было вынесено Отцами Третьего Вселенского Собора.

В начале января 1439 года состоялось последнее заседание Собора в Ферраре, на котором была прочитана папская булла о перенесении Собора во Флоренцию.

Если в Ферраре святитель Марк Ефесский пользовался поддержкой ученого Виссариона, митрополита Никейского, а затем и Исидора, митрополита Киевского, и сам император был на стороне ревнителей Православия, - то во Флоренции картина изменилась. Первоначальная тенденция греческих иерархов сохранить Православие во всей его чистоте и склонить латинян к Унии, убедив их, что они неправильно понимают догматы, в которых расходятся с православными, сменилась поисками компромиссных, половинчатых решений и зыбких догматических определений. Найти нечто среднее - стало основой богословских исканий греческих представителей. Святитель Марк Ефесский остался по существу в одиночестве.

1 февраля 1440 года святитель Марк возвратился в Константинополь. Недолго пробыв в столице, 15 мая он отправился в Ефес, находившийся под властью турок. Здесь святой Марк всецело отдался трудам по устройству своей разоренной епархии, обращая заблудших, рукополагая священников, предстательствуя перед властями за обездоленных. Все эти труды, в условиях турецкого владычества, были весьма тяжки для святителя. Между тем болезнь его значительно усугубилась. Святитель Марк решил добраться до Святой Горы Афонской, чтобы там в уединенной келлии провести остаток своей жизни. Когда корабль, везший святителя, пристал к острову Лимносу, одному из немногих островов, еще находившихся во владении Византии, святитель Марк был опознан властями и, согласно имевшемуся распоряжению императора, заключен в крепость. Святитель Марк пробыл 2 года в заключении, страдая от болезни, жестокого климата и многочисленных лишений. Турецкий флот пытался захватить остров, но неудачно. Свое неожиданное избавление от осаждавших остров турок жители Лимноса объясняли молитвенным предстательством святителя Марка, ибо их спасение началось от того места (крепости Мундрос), где святитель пребывал в заточении.

В августе (или октябре) 1442 года, в день памяти святых седми Ефесских отроков, святитель Марк был освобожден по распоряжению императора. Святой Марк в стихотворении по этому случаю благодарит святых Ефесских отроков, память которых совершается 4 августа и 22 октября.

Вернувшись в Константинополь, святитель Марк прожил здесь последние два года жизни. Божий Промысл судил ему быть борцом за Православие до последнего его часа. В 1442 году, в возрасте 52 лет, святитель Марк Ефесский преставился ко Господу.

В надгробном слове святителю Марку Георгий Схоларий сказал: Я могу свидетельствовать о праведности усопшаго отца нашего, что, будучи еще юношей, и прежде чем он умертвил свою плоть о Христе, он был уже праведнее пустыниожительствующих отшельников, и что, отбросив от себя все мирское для Христа и приняв иго послушания Богу, он никогда не уклонился от него, никогда не увлекся суетою мира сего, не прельщался временною славою его и до самой смерти сохранил пламенную любовь ко Христу.