Меню Иконы О нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Лев Оптинский, преподобный (1841)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2025 году:

Смотреть иконы святого Льва

Житие

Пер­вый оп­тин­ский ста­рец пре­по­доб­ный Лев (в ми­ру Лев Да­ни­ло­вич На­гол­кин) ро­дил­ся в 1768 го­ду в го­ро­де Ка­ра­че­ве Ор­лов­ской гу­бер­нии. В мо­ло­до­сти он слу­жил при­каз­чи­ком по тор­го­вым де­лам, объ­ез­дил всю Рос­сию, узнал лю­дей всех со­сло­вий, при­об­рел жи­тей­ский опыт, ко­то­рый при­го­дил­ся ему в го­ды его стар­че­ство­ва­ния, ко­гда при­хо­ди­ли к нему лю­ди за ду­хов­ны­ми со­ве­та­ми.

В 1797 го­ду пре­по­доб­ный оста­вил мир и всту­пил в чис­ло бра­тии Оп­ти­ной пу­сты­ни при игу­мене Ав­ра­амии, а через два го­да пе­ре­шел в Бе­ло­бе­реж­ский (Ор­лов­ской гу­бер­нии) мо­на­стырь, где в то вре­мя на­сто­я­те­лем был иеро­мо­нах Ва­си­лий (Киш­кин), по­движ­ник вы­со­кой ду­хов­ной жиз­ни.

В 1801 го­ду по­слуш­ник Лев был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Лео­нид, в том же го­ду 22 де­каб­ря ру­ко­по­ло­жен в иеро­ди­а­ко­на, а 24 де­каб­ря в иеро­мо­на­ха. Жи­вя в мо­на­сты­ре, он про­во­дил дни в тру­дах и мо­лит­ве, по­да­вая при­мер ис­тин­но­го по­слу­ша­ния. Од­на­жды, ко­гда отец Лео­нид толь­ко что вер­нул­ся с се­но­ко­са, на­сто­я­тель ве­лел ему петь все­нощ­ную. Как был, уста­лый и го­лод­ный, отец Лео­нид по­шел на кли­рос и вдво­ем с бра­том про­пел всю служ­бу.

В 1804 го­ду пре­по­доб­ный ста­но­вит­ся на­сто­я­те­лем Бе­ло­бе­реж­ской пу­сты­ни. До это­го он недол­го жил в Чолн­ском мо­на­сты­ре, где встре­тил­ся с уче­ни­ком мол­дав­ско­го стар­ца Па­и­сия (Ве­лич­ков­ско­го) от­цом Фе­о­до­ром и стал его пре­дан­ным уче­ни­ком. Ста­рец Фе­о­дор на­учил пре­по­доб­но­го Льва, то­гда еще от­ца Лео­ни­да, выс­ше­му мо­на­ше­ско­му де­ла­нию — ум­ной мо­лит­ве. С это­го вре­ме­ни они под­ви­за­ют­ся вме­сте. Через че­ты­ре го­да отец Лео­нид оста­вил долж­ность на­сто­я­те­ля и уда­лил­ся с от­цом Фе­о­до­ром и от­цом Клео­пой в тихую лес­ную кел­лию. Но ду­хов­ные да­ры по­движ­ни­ков ста­ли при­вле­кать в их уеди­не­ние все боль­ше на­ро­ду, и они стре­мясь к без­мол­вию, ушли в один из ски­тов Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря. На Ва­ла­а­ме они про­жи­ли шесть лет. Но ко­гда их вы­со­кая жизнь ста­ла при­вле­кать к се­бе вни­ма­ние, они сно­ва ушли, стре­мясь к без­мол­вию, на этот раз в Алек­сан­дро-Свир­ский мо­на­стырь. Там отец Фе­о­дор пре­ста­вил­ся в 1822 го­ду.

В 1829 го­ду пре­по­доб­ный Лев вме­сте с ше­стью уче­ни­ка­ми при­был в Оп­ти­ну пу­стынь. На­сто­я­тель, пре­по­доб­ный Мо­и­сей, зная ду­хов­ную опыт­ность пре­по­доб­но­го Льва, по­ру­чил ему окорм­лять бра­тию и бо­го­моль­цев. Вско­ре в Оп­ти­ну при­был и пре­по­доб­ный Ма­ка­рий. Еще ино­ком Пло­щан­ской пу­сты­ни он по­зна­ко­мил­ся с пре­по­доб­ным Львом и те­перь при­шел под его ду­хов­ное ру­ко­вод­ство. Он ста­но­вит­ся бли­жай­шим уче­ни­ком, со­та­ин­ни­ком и по­мощ­ни­ком во вре­мя стар­че­ство­ва­ния пре­по­доб­но­го Льва.

Пре­по­доб­ный Лев об­ла­дал мно­ги­ми ду­хов­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми. Был у него и дар ис­це­ле­ния. При­во­ди­ли к нему мно­гих бес­но­ва­тых. Од­на из них как уви­де­ла стар­ца, упа­ла пе­ред ним и за­кри­ча­ла страш­ным го­ло­сом: «Вот этот-то се­дой ме­ня вы­го­нит: был я в Ки­е­ве, в Москве, в Во­ро­не­же, ни­кто ме­ня не гнал, а те­перь-то я вый­ду!». Ко­гда пре­по­доб­ный про­чи­тал над жен­щи­ной мо­лит­ву и по­ма­зал мас­лом из лам­пад­ки, го­рев­шей пред об­ра­зом Вла­ди­мир­ской Бо­го­ма­те­ри, бес вы­шел.

По­бе­да над бе­са­ми, ко­неч­но, бы­ла одер­жа­на пре­по­доб­ным Львом толь­ко по­сле по­бе­ды над сво­и­ми стра­стя­ми. Ни­кто не ви­дел его воз­му­щен­ным от страш­но­го гне­ва и раз­дра­же­ния, не слы­хал от него слов нетер­пе­ния и ро­по­та. Спо­кой­ствие и хри­сти­ан­ская ра­дость не остав­ля­ла его. Пре­по­доб­ный Лев все вре­мя тво­рил Иису­со­ву мо­лит­ву, внешне пре­бы­вая с людь­ми, внут­ренне все­гда пре­бы­вал с Бо­гом. На во­прос сво­е­го уче­ни­ка: «Ба­тюш­ка! Как вы при­об­ре­ли та­кие ду­хов­ные да­ро­ва­ния?» — пре­по­доб­ный от­ве­тил: «Жи­ви про­ще, Бог и те­бя не оста­вит и явит ми­лость Свою».

Стар­че­ство пре­по­доб­но­го Льва про­дол­жа­лось две­на­дцать лет и при­нес­ло ве­ли­кую ду­хов­ную поль­зу. Чу­де­са, со­вер­ша­е­мые пре­по­доб­ным, бы­ли бес­чис­лен­ны: тол­пы обез­до­лен­ных сте­ка­лись к нему, окру­жа­ли его, и всем им как мог по­мо­гал пре­по­доб­ный. Иеро­мо­нах Лео­нид (бу­ду­щий на­мест­ник Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры) пи­сал, что про­стой люд го­во­рил ему о стар­це: «Да он для нас, бед­ных, нера­зум­ных, пу­ще от­ца род­но­го. Мы без него, по­чи­тай, си­ро­ты круг­лые».

Не без скор­би при­бли­жал­ся пре­по­доб­ный Лев к кон­цу сво­ей мно­го­труд­ной жиз­ни, о бли­зо­сти ко­то­ро­го имел пред­чув­ствие. В июне 1841 го­да он по­се­тил Ти­хо­но­ву пу­стынь, где по его бла­го­сло­ве­нию на­ча­ла стро­ить­ся тра­пе­за. «Не уви­жу я, вид­но, ва­шу но­вую тра­пе­зу, – го­во­рил пре­по­доб­ный Лев, – ед­ва ли до зи­мы до­жи­ву, здесь уже боль­ше не бу­ду». В сен­тяб­ре 1841 го­да он на­чал за­мет­но сла­беть, пе­ре­стал вку­шать пи­щу и еже­днев­но при­ча­щал­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. В день кон­чи­ны пре­по­доб­но­го, 11/24 ок­тяб­ря 1841 го­да, слу­жи­ли все­нощ­ную в честь па­мя­ти свя­тых от­цев се­ми Все­лен­ских Со­бо­ров.