Кирилл Радонежский, преподобный (ок. 1337)
Молитвы
Тропарь Кириллу и Марии Радонежским, глас 3
Блаженств Христовых причастницы, / честнаго супружества и попечения о чадех добрый образе, / праведнии Кирилле и Марие, / плод благочестия, Сергия преподобнаго нам явившии, / с ним же усердно молите Господа / низпослати нам дух любве и смиренномудрия, / да в мире и единомыслии прославим Троицу Единосущную.
Кондак, глас 4
Днесь, вернии, сошедшеся, / восхвалим двоицу блаженную, благовернаго Кирилла и Марию добронравную, / тыя бо молятся вкупе со возлюбленным сыном своим, преподобным Сергием, / ко Единому во Святей Троице Богу / отечество наше в правоверии утвердити, / домы миром оградити, / юныя от напастей и соблазнов избавити, / старость укрепити и спасти души наша.
Житие
Подробных сведений о жизни преподобных не сохранилось, однако в житии преподобного Сергия, написанного Епифанием Премудрым мы читаем: Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного и самих родивших во славу Божию.
Преподобный Кирилл состоял на службе у ростовского князя (сначала Константина Борисовича, затем у Константина Васильевича) но предпочитал простую сельскую жизнь суете при дворе князя. Имея большое хозяйство, он не пренебрегал обычными сельскими трудами, например, из жития преподобного Сергея мы видим, как он посылал за конями своего сына Варфоломея. Семья боярина Кирилла не была очень состоятельной, хотя и принадлежала к высшей аристократии. Их родовая вотчина находилась на месте нынешней Варницкой Свято-Троицкой обители в четырех верстах от Ростова.
Чудесный случай произошедший с преподобной Марией, когда в ее утробе во время службы трижды прокричал будущий светильник Русской земли преподобный Сергий, заставило родителей глубоко задуматься. Священник, крестивший младенца пророчески пояснил им, что это дитя будет обителью и слугой Святой Троицы.
Преподобные Кирилл и Мария помогали больным и очень любили странников, исполняя заповедь апостола Павла: Сраннолюбия не забывайте, тем бо не ведяще неции странноприяша Ангелы (Евр. 13, 2). Эту любовь к людям Божиим они воспитывали и в своих детях: Стефане, Варфоломее (будущем преподобном Сергее) и Петре. Именно благодаря такому воспитанию отрок Варфоломей, повстречавший неизвестного старца, умолил его посетить дом своих родителей, и чудесным образом был научен грамоте.
Жестокий голод и тяготы татаро-монгольского ига довели семейство боярина Кирилла до нищеты. Кроме того князь Иван Калита, объединяя русские земли, получил в Орде ярлык и на Ростовское княжение, дававший право на сбор подати. Его вооруженный отряд учинил расправу над многими боярами и разграбили их имения. Около 1328 года семейство было вынуждено переехать в Московские земли, и поселилось в селе Радонеж, где для привлечения новых жителей переселенцам были даны большие льготы в податях и повинностях.
Когда братья Стефан и Петр женились, Варфоломей просил своих родителей отпустить его в монастырь, но они боялись потерять его как свою надежную опору и умолили его проводить их до гроба. Верстах в трех от Радонежа был Хотьковский Покровский монастырь, в то время одновременно бывший и мужским, и женским. По распространенному на Руси обычаю под старость иночество принимали и простецы, и князья, и бояре. Дух иночества сообщился от сына к родителям: под конец своей многоскорбной жизни праведные Кирилл и Мария пожелали и сами принять ангельский образ.
В этот монастырь и направили они свои стопы, чтобы там провести остаток своих дней в подвиге покаяния, готовясь к другой жизни. Но недолго схимники-бояре потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Когда же они мирно скончались, святой их сын почтил память родителей милостынею и раздал свое наследство бедным.
Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. По преданию преподобный Сергий завещал прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробницей. Так и повелось паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель, желая поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей. Так же по преданию, преподобный Сергий нередко ходил на могилу родителей из своей Лавры.
В 1992 году 3 апреля, в год празднования 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви состоялось общецерковное прославление схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Канонизация достойно увенчала шестивековое почитание родителей великого подвижника, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.