Каллиник Галатийский, мученик (ок. 218)
Житие
Мелетий Стратилат, Стефан, Иоанн, Серапион Египтянин, Каллиник Волхв, Феодор, Фавст, Маркиана, Сосанна, Палладия, младенцы Кириак, Христиан, трибуны Фавст, Фист, Маркелл, Феодор, Мелетий, Сергий, Маркеллин, Фотин, Феодориск, Меркурий, Дидим. Мелетий стратилат, то есть начальник полка, стоявшего в Галатии, малоазийской провинции Римской империи. По преданию, он усердно молился о том, чтобы Господь положил конец язычеству. Однажды как-то необычайно сильно и несмолкаемо завыли собаки в городке, и Мелетий решил, что это бесы из языческих идолов, устрашенные его молитвой, вошли в собак. Вместе с еще несколькими воинами, которые также были христианами, он уничтожил собак, которые действительно оказались взбесившимися. Более того, они уничтожили несколько языческих святилищ. Последовало громкое судебное разбирательство, в ходе которого были осуждены на смерть не только несколько десятков солдат, заявивших о том, что они тоже христиане, но и несколько солдатских жен, две из них даже с детьми. Свидетелем этой трагедии стал египтянин Серапион, который уверовал во Христа, видя мужество Мелетия. Он был заключен в тюрьму, а потом обезглавлен. Предание утверждает, что Серапион был посвящен в епископы ангелом, сошедшим к нему в темницу: сообщение столь же уникальное, сколь противоречащее самому смыслу таинства рукоположение, которое есть не вообще обретение некоей благодатной силы, а обретение ее именно не от бесплотных ангелов, а через вереницу теплых человеческих рук. Так предание выражает опыт благодати как реальности, не людьми создаваемой. В эпоху церковных расколов многие пытались как-то обойти правило, согласно которому епископ обязательно поставляется другим епископом или двумя, могли и эту легенду использовать недобросовестно: я, мол, ангелом поставлен. Между тем, ангельское рукоположение, если быть верным этой легенде, имеет силу только тогда, когда совершается в тюрьме перед смертной казнью, но отнюдь не перед освобождением. Есть такая благодать, которая дается лишь умирающим, и если человек все-таки не умер, благодать эта покидает его.