Иустин Философ, Великий, Римский, мученик (166)
Житие
Родился ок. 100 г. в городе Флавия Неаполис, в римской провинции Сирии Палестинской. Его дед носил латинское имя Вакх (Вакхий), а его отец латинское имя Приск, что дало повод предположить, что родители Иустина принадлежали к числу римских колонистов, восстанавливавших город после его разрушения во время Иудейской войны 70 г. Его родители были язычниками, а сам Иустин указывает на свое языческое происхождение и называет себя необрезанным.
Иустин в книге Диалог с Трифоном иудеем подробно описывает свое обучение. Сначала он занимался философией у стоического философа, но вскоре разочаровывается в стоической школе ввиду того, что она, по мнению Иустина, не считала познания о Боге необходимыми. Тем не менее, уже став христианином, Иустин считал Сократа и стоиков до Рождества Христова христианами до Христа. Заимствуя у стоиков отдельные элементы учения о семенном Логосе, Иустин отвергает и атеизм, и пантеизм стоиков: вместо Логоса как некоего безликого мирового Закона, действующего с фатальной неизбежностью, является Логос-Христос, то есть второе Лицо Святой Троицы, по безмерному Человеколюбию Своему принявшее всю полноту человеческого естества, и тем самым открывшее Своей благодатью Истину во всей её совокупности. Точно так же и третье Лицо Святой Дух воплощает все духи-добродетели, в то время как ранее, например, Соломон обладал лишь даром мудрости, а пророк Даниил лишь даром разума и совета и т. д. Христос Логос и Святой Дух раздаёт таланты своим последователям по их достоинству, но и спросит с каждого в соответствии с полученным им от Господа даром.Затем знакомится с перипатетиком, но ушел от него после того, как тот потребовал плату за обучение. Иустин беседовал с неким знаменитым пифагорейцем, но не был допущен к обучению в этой школе ввиду отсутствия у Иустина познаний в области музыки, астрономии и геометрии. После этого он познакомился с платоником, с которым занимался философией долгое время. Таким образом, на Иустина оказал значительное влияние платонизм промежуточного периода (Средний платонизм). Но наиболее важной в жизни Иустина оказалась встреча с пожилым человеком, вероятно, палестинским или сирийским христианином. Во время диспута старец критикует ряд положений распространенных философских школ и убеждает Иустина, что для познания Бога следует обращаться к ветхозаветным пророчествам более, чем к доводам разума. Иустин как платоник считал, что душа наша божественна, бессмертна и есть часть царственного Ума, то есть Бога. Поэтому она и может зреть Его оком ума. Старец противопоставляет такой идее иное понятие о душе: она не является жизнью самой по себе, но жизнь получает от Бога и лишь сопричаствует этой жизни. Поэтому душа имеет начало и перестаёт существовать, когда у неё отнимается жизненный дух, дарованный Богом. Иустин описывает и другой повод, заставивший его принять христианство. Во Второй апологии он пишет, что в то время, когда он учился у платоника, то слышал, как поносят христиан, но видя, как они бесстрашно встречают смерть и все, что почитается страшным, почел невозможным, чтоб они были преданы пороку и распутству. Иустин принимает крещение, вероятно, в промежуток между 132 и 137 г. и занимается активной миссионерской деятельностью. Поскольку иудеи считали, что Мессия родится от людей, а не от Бога, в диалоге с Трифоном иудеем Иустин Философ доказывает рождение Христа от Девственницы ссылкой на греческий перевод слов пророка Исаии: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил (Ис 7.14). Но Трифон ссылается на еврейский текст Библии, где употреблено слово alma, которое может означать не только девственницу, но и молодую женщину, хотя вСептуагинте используется только перевод дева. Иустин же настаивает на том, что пророк Исаия говорил именно о рождении Иисуса от Девственницы.
Иустин много путешествует, в частности, он посещает Александрию и Эфес. В правление Антонина Пия прибывает в Рим, где основывает собственную официально философскую школу, но фактически катехизическую школу, среди учеников которой был Татиан. Вступил в диспут с киником Кресцентом, обвинявшим христиан в атеизме, и, по утверждению самого Иустина, доказал, что Кресцент вовсе ничего не знает, а также предложил повторить диспут в присутствии императора.
Уже во Второй апологии Иустин предполагает, что будет повешен на дереве, по крайней мере, Кресцентом. Татиан также упоминает, что Кресцент преследовал его самого и Иустина, но он не говорит о том, чем это преследование закончилось, так как, вероятно, писал ещё до кончины Иустина. Евсевий тоже считает, что к смерти Иустина причастен Кресцент, но его источниками являются упомянутые выше два отрывка из сочинений Иустина и Татиана. Этого же мнения придерживается и Иероним Стридонский. Но так как все достоверные источники, включая Акты Иустина, хранят на эту тему молчание, то становится невозможно достоверно определить, причастен ли Кресцент к казни Иустина.
Согласно Мученическим актам, сохранившимся в сборнике Симеона Метафраста, римский префект Рустик расспрашивал Иустина о его вере и христианском образе жизни, а также убеждал вернуться к почитанию эллинских богов, на что получил отказ. Тогда за отказ принести жертву богам и неповиновение приказу императора Иустин вместе с шестью своими учениками (Харитон, Харито, Эвелпист, Иеракс, Пеон, Либериан) подверглись бичеванию, а затем были обезглавлены. Таким образом, Иустин был казнён около 165 г.