Иосиф Волоцкий, преподобный
Житие
Святой преподобный Иосиф, в миру - Иоанн Санин, родился в 1440 году в благочестивой дворянской семье от родителей Иоанна и Марины, живших близ Волоколамска в селе Язвище. Жизнь святого с детства была связана с монастырями. Там он научился грамоте и получил первое образование. Видя, что Иоанн разумен не по летам, люди говорили: Что будет из этого отрока? Благодать Божия на нем.
Видя суету мирской жизни, отрок всей душой стремился к монашеству и молился о даровании ему наставника. Когда Иоанну было 20 лет, Господь привел его в Боровск, к преподобному Пафнутию, который выслушав юношу, дивился его мудрости и принял в обитель. Иоанн был пострижен в иноки с именем Иосиф.
Святой с усердием трудился на кухне и в хлебопекарне, ухаживал за больными и переписывал книги. Заботясь о своих престарелых родителях, он забрал отца в свой монастырь, где ухаживал за ним 15 лет до самой его кончины, мать же его приняла постриг в женском монастыре. Иосиф с такой любовью ухаживал за отцом, что все больные, находящиеся на попечении монахов монастыря, просили именно Иосифа ухаживать за ними.
Старец Пафнутий возлюбил Иосифа как сына и рассказывал ему все, что открывал ему Господь. Постоянное общение со старцем Пафнутием, славившимся своей образованностью, и чтение книг из богатой монастырской библиотеки дали Иосифу глубокие познания в богословии, благодаря которым впоследствии он написал свою знаменитую книгу Просветитель. Перед своей кончиной, старец Пафнутий назначил игуменом Иосифа и мирно отошел ко Господу в 1478 году.
Однако недолго святой пробыл в Пафнутие-Боровском монастыре. Решив ввести там общежительный устав, он не встретил поддержки среди братии и тайно покинул монастырь. Святой обошел множество обителей под видом простого неученого монаха, но нигде ему так не понравилось, как в Кирилло-Белозерском монастыре с его богатой библиотекой и строгим общежительным уставом. Поэтому святой решил уйти в пустынное место и основать там свой монастырь по подобию Кириллова.
Преподобный Иосиф направился в Волоколамск к брату Ивана III удельному князю Борису Васильевичу, испросил у него землю для нового монастыря и заложил обитель. Так возник один из самых могущественных монастырей Московии Иосифо-Волоцкий монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, куда стали приходить князья и бояре для покаяния и многие принимали постриг. Устав там был самый строгий: ели все один раз в день, не зависимо от тяжести послушания, зимой носили ту же рясу что и летом. Не все любили строгого игумена и многие монахи не выдержав, покидали монастырь, зато оставались самые верные и сильные духом.
Новая обитель сначала испытывала во всем недостаток, хотя ее и поддерживал Волоцкий князь Борис. Он часто приезжал в обитель и привозил с собой брашна и питие. Благодаря авторитету преподобного Иосифа, от вельмож монастырю переходило в дар все больше и больше земли, и скоро монастырь стал не просто средоточием духовной жизни, но и крупным культурным и экономическим центром.
Тем временем князь Борис скончался, а его сыновья приняли попечение об обители преподобного Иосифа с еще большим усердием. Вскоре заболел и скоропостижно скончался молодой князь Иоанн Борисович. Святой Иосиф опечалился его кончиной без покаяния и причастия и, помолившись, воскресил его, говоря, что князь просто задремал. Иоанн благодарил святого, за то, что не дал погибнуть его душе, исповедался, причастился и вскоре мирно отошел ко Господу.
Одной из важнейших заслуг преподобного была активная борьба со страшной ересью жидовствующих. На протяжении почти 17 лет она тайно распространялась и дошла до княжеского двора. Сама невестка Иоанна III, Елена Волошанка, чей сын должен был стать наследником престола, стала покровительницей жидовствующих, к секте примкнул и митрополит Московский Зосима. Ересь отвергала Христа, как Спасителя, признавая в нем просто пророка. Терялся смысл искупительной жертвы Христа, и Церковь теряла все свое основание. Древнерусские книжники прозвали еретиков "жидовствующими" то есть подражающими иудеям, отвергающим Христа. Священники-еретики продолжали служить, кощунствуя над святыней. Раскрыть ересь удалось случайно, и сразу началась сложнейшая борьба по ее искоренению, в которой преподобный Иосиф употребил все свое красноречие, ум и духовный опыт.
Стараниями архиепископа Новгородского и преподобного Иосифа были созваны архиерейские соборы в 1490 и 1504 годах, на которых эта ересь была обличена. Святой написал книгу Просветитель для поучения и отвращения людей от лжеучения. Она актуальна и сейчас и содержит почти все, что христианин должен знать о своей вере. Достаточно прочесть эту книгу внимательно один раз, чтобы дать ответ на любой вопрос, смущающий верующего христианина. Также святой стал автором Послания иконописцу и написал три Слова о почитании икон.
В монашестве того времени преобладало нестяжательство монастыри, не имели земель с крестьянами, приносящих доходы и жили в условиях строгой аскезы. Преподобный Иосиф видел в богатствах монастыря возможность помогать бедным и нести служение людям, развить школьную и книжную деятельность, устроить больницы, богадельни, скриптории и иконописные мастерские. Личная бедность монаха могла прекрасно сочетаться с коллективным богатством монастыря, который лишь распределял свои средства среди нуждающихся.
У Иосифа в монастыре тысячи крестьян кормились в голодные годы. Однажды в Волоколамской области наступил голод, и множество людей пришло к стенам монастыря, надеясь на помощь. Несмотря на нехватку запасов, святой Иосиф велел всех кормить хлебом, занимая деньги на зерно у более состоятельных людей. Когда же братия начала роптать на своего игумена, он своим красноречивым словом призвал их к совершению доброго дела с верой и любовью. Неожиданно в монастырь приехал великий князь московский Василий Иоаннович и привез большие запасы продовольствия. Узнав, что святой кормит народ, занимая при этом деньги, князь повелел привезти большие запасы зерна из своего княжества, и в монастыре вновь настало изобилие.
Зная о своей близкой кончине, преподобный вручил свой монастырь на попечение великого князя Василия Иоанновича, прося его позволить братии самой избирать себе игумена и придерживаться установленных монастырских уставов. Святой преподобный Иосиф Волоцкий скончался в день памяти богоотец Иоакима и Анны 22 сентября в возрасте 76 лет и был торжественно погребен
В 1591 году произошло общецерковное прославление преподобного Иосифа Волоцкого. Мощи и вериги святого покоятся в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря и доступны для поклонения. 14 июня 2009 года около монастыря открыт бронзовый памятник преподобному Иосифу.