Игнатий (Лебедев), преподобномученик (1938)
Житие
28 мая 1884 года в городе Чухлома Костромской губернии в семье Александра и Марии Лебедевых родился сын, при крещении младенца назвали Александром.
Благочестивые родители воспитали сына в любви к Богу и ближним, по их совету Александр после окончания Солигаличское Духовного училища поступил в Костромскую Духовную академию.
В 1903 году он поступил в Казанский ветеринарный институт. Наряду с занятиями в институте Александр регулярно посещал богослужения в Спасском монастыре в Казани. Духовным отцом Александра в те годы был старец Седмиезерной пустыни Гавриил (ныне прославленный преподобный Гавриил (Зырянов)). В 1905 году старец Гавриил благословил Александра принять монашество.
Об этом периоде своей жизни отец Александр писал впоследствии: ...Самое понятие о духовной жизни я получил в Казани, во дни моего студенчества. Батюшка отец Гавриил, матушка Аполлинария, батюшка Варсонофий вот мои земные руководители и наставники, а невидимые и небесные наставники были и есть: Царица Небесная, ко святой иконе Которой Казанской я всегда имею особую любовь и во дни казанского жития всегда притекал к ней; затем святитель Варсонофий, святая обитель которого была как бы домом для души и тела моего. В храме у святых мощей его я пережил лучшие часы и минуты моей жизни... Службы в сей обители, за которыми я постоянно бывал, это было воспитание моей души, моя трапеза... Еще притекал я за помощью и к святителю Гурию. Вот с кем, главным образом, и каким духовным родством связана душа моя в богоспасаемом граде Казани.
В 1908 году, Александр становится послушником Смоленской Зосимовой пустыни и духовным сыном схиигумена Германа (Гомзина). Молодому послушнику первое время предстояло ухаживать и лечить всех монастырских животных. Позже он проходил многие монастырские послушания: пел на клиросе, работал в аптеке, продавал книги и иконы в монастырской лавке...
17 марта 1910 года он был пострижен в рясофор, а в марте 1915 года состоялся постриг в мантию с именем Агафон в честь преподобного Агафона, пустынника Египетского. Вскоре после пострига отец Агафон тяжело заболел гриппом (осложнение после гриппа - энцефалит, последствие болезни паркинсонизм).
В 1918 году состоялось рукоположение во иеродиакона, а 26 сентября 1920 года в храме Троицкого Патриаршего подворья он был рукоположен Святейшим Патриархом Тихоном во священника.
После закрытие Зосимовой пустыни *(1923 г.) иеромонах Агафон жил в семье духовных детей в Москве. В 1923 году он был приглашен епископом Варфоломеем (Ремовым)*** в Высоко-Петровский монастырь. Первое время иеромонах Агафон исповедовал богомольцев Петровского монастыря. Он был очень внимательным духовником, верующие любили его, часто обращались к нему за помощью. Быстро увеличивающиеся число духовных чад молодого пастыря, приводило некоторых в недоумение: Не рано ли он начал старчествовать.
По воспоминаниям очевидцев, отец Агафон исповедовал, сидя в маленьком креслице. Он внимательно слушал говорящего, сам говорил очень мало, лишь задавал какой-нибудь необходимый вопрос, а иногда скажет слово, которое точно насквозь пронзит душу. По свидетельству духовной дочери старца: Перед исповедью он всегда читал молитву о том, чтобы ему говорить людям не свои слова, а то, что угодно Богу, и что им может пойти во спасение.
Через год иеромонах Агафон был возведён в сан архимандрита и назначен наместником монастыря. В эти трудные годы архимандрит Агафон, по благословению еп. Варфоломея, тайно постригал своих духовных чад в рясофор.
Из воспоминаний духовной дочери отца Агафона: Руководство к монашеству не было поспешным, не было делом одного дня, оно не было и внешним; напротив, оно было как сама жизнь: постепенным, простым, повседневным, действующим во всяком случае и событии
Основой духовного руководства, особенно для идущих по монашескому пути, было искреннее, всестороннее, без утайки откровение всех своих поступков, мыслей и даже начатков этих мыслей. Только после этого откровения батюшка принимал душу и вел ее... Батюшка постригал очень избирательно. Постепенно подготавливал человека, тщательно выбирал имя...
С 1929 года, после закрытия Боголюбского собора Высоко-Петровского монастыря, старцу Агафону пришлось служить в храме преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке, после закрытия храма ему довелось служить в церкви Рождества Богородицы в Путинках.
Старец Агафон любил повторять: Кто не в схиме, тот еще не монах. По милости Божией, 17 января 1930 года архимандрит Агафон был пострижен в великую схиму с именем Игнатий в честь сщмч. Игнатия Богоносца.
11 апреля 1935 тяжело больного старца Игнатия арестовали. Обосновывая необходимость ареста старца, сотрудники НКВД написали: Архимандрит Агафон, разыгрывая из себя юродивого (искусственно трясет руками), среди верующих пользовался авторитетом прозорливца и блаженного, имеет большое количество последователей, которые находятся под его полным влиянием, систематически посещают его квартиру, где он обрабатывает их в религиозном и контрреволюционном духе...
Некоторое время старец находился в 15-й палате лазарета Бутырской тюрьмы.
8 июня 1935 года Особое Совещание при НКВД приговорило схиархимандрита Игнатия к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 16 октября он был отправлен в Саровский лагерь (лагерь был устроен в Саровской пустыни), через год был переведён в лагерь на станции Сухобезводная (Ветлаг), а затем - в инвалидную колонию под городом Алтырь.
Старец Игнатий, несмотря на физическую слабость, продолжал поддерживать, наставлять духовных чад в письмах. Приведём лишь несколько строк из писем старца духовным детям: Все мое желание быть вам между собою в смирении и всем сердцем с Богом, да плод принесете и в сто, и в шестьдесят, и в тридцать!
29 августа/11 сентября 1938 года в 3.30 утра в воскресенье, в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, исповедавшись и причастившись, мученик за веру скончался.
В 2000 году Священный Синод Русской Православной Церкви причислил преподобномученика Игнатия к лику святых и включил его имя в Собор новомучеников и исповедников Российских.