«Феодоровская»
По преданию Икона Богородицы Феодоровская была написана святым апостолом Лукой. По иконографии она близка к Владимирской иконе Божией Матери и почиталась на Руси наравне с нею.
Историю обретения и прославления этого образа донесло до нас Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме, однако оно было записано намного позднее описанных в нем событий только в 1670 году.
Образ относится к иконографическому типу Умиление. На иконе Богородица изображена держащей Младенца на правойруке. Характерным отличием иконографии являются ножки Младенца они словно делают шаг к Богородице, при этом левая ножка открыта до колена. На обороте древней иконы помещено изображена святая великомученица Параскева Пятница, почитавшаяся на Руси покровительницей невест и свадеб, в богатых княжеских одеждах. Исследователи связывают это с супругой князя Александра Невского полоцкой княжной. Святая Параскева почиталась также покровительницей Полоцкого княжества. Образ был подарен молодым на свадьбу отцом Александра Невского князем Ярославом Всеволодовичем. С тех пор икона служила молельным образом святому князю Александру и всегда сопровождала его.Князь Александр часто бывал в Городце, где позднее и скончался. Там оставалась и икона, пока Городец не был сожжен татарамив 1238 году при Батыевом нашествии.После пожара икона бесследно исчезла. Прошло несколько лет, образ почитался сгоревшим, но Пресвятая Богородица вновь явила свой пречистый лик христианам этих мест.
Однажды, углубившись в чащу лесаво время охоты, младший брат Александра князь Василий Ярославич (в крещении Феодор) увидел образ Богородицы, висящий на высокой сосне. Князь попытался снять икону, но образподнялась повоздуху еще выше. Пораженный чудом, князь отправился в город, рассказал все духовенству и вернулся на то место сопровождаемый крестным ходом. После усердной молитвы образ был снят с дерева и с почестью принесен в Кострому, где был поставленв соборе великомученика Феодора Стратилата. Накануне этого события жители Костромы видели как по городу ходил некий воин, неся в руках икону Богородицы. Воин этот выглядел так, как изображают на иконах великомученика Феодора Стратилата. Видимо эти события и закрепили за иконой имя Феодоровская.Обретение иконы произошло 16 августа (29 августа по новому стилю) 1263 года. На месте явления образа в лесу был основан монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя, в день празднования которого была обретена икона. (По другому преданию образ обрел князь Василий Квашня 16 августа 1239 года).В первый же день пребывания иконы в Костроме здесь совершилось множество чудес: больные исцелялись, бесноватые получали разрешение от нечистых духов. Пришло много богомольцев и из Городца, жители которого сразу узнали в этой иконеобраз, который долгие годы пребывал в их городе.
Прошло несколько лет, и на город вновь обрушилась беда. Феодоровский собор был уничтожен пожаром. На третий день образ был обнаружен на пепелище целым и невредимым, а на месте сгоревшего собора был выстроен новый.Вскоре Кострома подверглась новому нашествию татар. Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери повествует о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере. Жители Костромы усердно молились Пресвятой Владычице перед Ее чудотворным образом о спасении города. Подобно своему деду, Андрею Боголюбскому, бравшему в бой Владимирскую икону Богородицы, князь Василий вынес на поле боя вслед за войском Феодоровскую икону. Вдруг враги были ослеплены лучами необыкновенно яркого света, исходящими от иконы и обратились в бегство. Так заступничеством Пресвятой Богородицы татары были разбиты, а вскоре и вовсе изгнаны из Русской земли.Князь Василий Костромской отошел ко Господу в 1276 году в Костроме, где прошли славные годы его правления под благословением Феодоровской иконы Богоматери. Святой образ с тех пор оставался в соборе святого Феодора Стратилата.
Второй этап особого почитания иконы начинается с начала XVII века, когда с воцарением Михаила Романовича на Руси закончилось Смутное время. В 1613 году придя в Кострому в Ипатьевский монастырь просить о принятии престола юным Михаилом Романовым, посольство взяло из собора икону Богородицы Феодоровской. Инокиня Марфа мать молодого князя долго не давала своего согласия на такое высокое призвание своего сына. Но в конце концов, препав со следами к чудотворному образу, просила Богородицу руководить ее сыном и даровать через его правление только полезное всему православному христианству. Это произошло 14 марта (27 марта по новому стилю) 1613 года. В память об этом событии также было установлено празднование иконе Богородицы Феодоровская.
Со второй половины XVII века икона Богородицы Феодоровская получила широкое распространение, как царская икона. Появились иконы с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. К этому времени относится и написание Сказания о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери.
Позднее все русские цари и императоры имели обычай приезжать в Кострому для поклонения чудотворному образу покровителю династии Романовых. Сложилась традиция, по которой все невесты русских князей иного вероисповедания, при крещении получали отчество Феодоровна в честь этого образа. С этим образом Романовы и закончили свое правление в доме Ипатьева, где приняла мученическую кончину семья императора Николая II, был найден список с чудотворной иконы Богородицы Феодоровская.