МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Феодор (Иванов), мученик (1937)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Житие

Родился в 1895 году в городе Тобольске, в семье Михаила и Елизаветы Ивановых. Отец его работал курьером и сторожем в государственном архиве Тобольска и подрабатывал шитьем мужской одежды. В 1911 году отец умер и на руках матери осталось десять человек детей, причем, младшему было всего десять месяцев. Мать, чтобы поддержать семью, поступила на работу в архив и исполняла обязанности почившего мужа, подрабатывая рукоделием.

С детства прислуживал в соборе. Собор был холодным, и Феодор, ночуя в нем, не раз сильно простужался. В 13 лет заболел суставным ревматизмом и через год стал инвалидом - паралич ног.

Первые несколько лет у него были такие сильные боли, что временами он от боли кричал. В 1916 году, во время торжественной канонизации святителя Иоанна Тобольского, его посетила Александра Васильевна Дулепова, знакомая с семьей государя, и предложила матери Феодора показать сына доктору Деревенко, лечившему цесаревича Алексея. После осмотра доктор сказал что паралич произошел из-за неверного лечения, и заявил что не сможет помочь больному. Тогда Александра Васильевна договорилась, что во время праздничной службы Иоанну Тобольскому страдальца приложат к мощам святителя. После того как это было сделано, боли в ногах прекратились.

Со временем снискал больное уважение среди людей своей глубокой верой. Многие посещали его. Приходили монахи, священники, архиереи. Иной раз в соборе шла всенощная, начиналось елеопомазание, архиерей сколько-нибудь народа помажет, его заменит священник, а архиерей уходил к Феодору, его помазывал, а затем всех домашних. Из ссыльных священников Феодора посещали настоятель Московской Марфо-Мариинской обители о. Митрофан Сребрянский и о. Георгий Скрипка. Многие духовные лица писали ему, желая получить совет и утешение. Болящий почитался народом как великий утешитель скорбящих душ и безотказный молитвенник. Особенно народ устремился к нему после того, как в начале 1930-х годов было арестовано почти все духовенство.

В 1937 году Тобольский отдел НКВД начал широкие аресты среди населения. За один месяц было арестовано сто тридцать шесть человек, среди них много священников и верующих крестьян. В августе власти предупредили Феодора, что если к нему не перестанут ходить люди, то его арестуют. Но он не мог отказать ищущим утешения и помощи.

Вскоре к нему пришли с обыском - забрали книги и переписку, а вечером того же дня его навестила сестра Евгения с мужем. Феодор был радостный и спокойный. В ответ на вопрос Евгении, ответил что скоро за ним придут вновь, мирно добавив "Да что на них внимание обращать."

Сотрудники НКВД пришли забрать его через несколько дней. Феодор безропотно подчинился. Он лежал все эти годы в постели в длинной рубахе, и мать пошла за его единственным костюмом, приготовленным на смерть, но ее остановили:

- Не понадобится, не нужен будет.

В ответ на вопрос сотрудника НКВД Феодор пояснил, как его лучше поднять. Ноги у него не гнулись, были как палки, но чувствительности не потеряли.

Один из агентов НКВД, подхвативший его под ноги, почувствовав огромную силу подвижника от испуга вскрикнул и бросил Феодора. Сестра подбежала было защищать больного, но тот утешил её. Когда его положили на носилки он помолился и сказал:

- Дорогие мои, мамочка и сестра, не ждите меня и не хлопочите; вам все равно правды не скажут. Молитесь. Не плачьте обо мне и не ищите!

Потом он обратился к сестре с просьбой:

- Ты дай мне свою шапочку. Я хоть красный цвет не больно люблю, но пускай это будет на память, на сколько бы этой памяти ни хватило.

Он надел шапочку, и его увезли в тюрьму. В камере Феодора положили лицом к стене, чтобы он никого не видел, и запретили ему разговаривать. Евгения со своим мужем Геннадием Хилковым несколько дней носили передачи в тюрьму. Вскоре власти арестовали и Геннадия; из заключения он не вернулся.

В тюрьме Феодора ни о чём не спрашивали, на допросы не носили и следователь в камеру не приходил. Никого из ста тридцати шести арестованных в одно время с ним также не спрашивали о нём.

11 сентября 1937 года тройка УНКВД приговорила его к расстрелу. Феодор был расстрелян в Тобольской тюрьме, на территории которой и погребён.

После своей мученической кончины Феодор не оставляет своим молитвенным предстательством всех, кто обращается к нему за помощью. Многие по его молитвам получают исцеление, особенно те, у кого болят ноги.

Святой Феодор Тобольский канонизирован определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 октября 2002 года, по представлению Тобольской епархии. В Ханты-Мансийской епархии, на 723 км газопровода "Уренгой-Сургут-Челябинск", в вахтовом поселке, в 2007 году был освящён первый храм во имя святого мученика Феодора Тобольского.