Главное менюКатегорииКаталог статей

Евфимий исповедник, преподобный

Заказать икону святого

Заказать икону святого



Имя: 
E-mail: 
Телефон: 
Ваши пожелания по иконе: 
Дни празднования в 2020 году:

Житие

Родился в деревне Самели, район Рача в 1865 году у благочестивых супругов Соломона и Марты Кереселидзе. При рождении его назвали Евстатом. После окончания церковно-приходской школы пятнадцатилетний Евстат отправился в Кутаиси, потом в Тбилиси в поисках работы.

Вместе с еще одним благочестивым юношей Евстат организовал в Тбилиси нечто вроде богословского книжного клуба. Главной целью их начинания было стремление лучше понять древние церковные распевы и распространение знаний об этой древней церковной традиции среди широкой публики, а также укрепление православной веры среди грузинского народа. В 1890-х годах при активной помощи праведного Илии кружок приобрел печатные станки. В последующие 25 лет члены кружка с ревностью издавали богословские тексты и бесплатно распространяли их в народе.

Через некоторое время Евстат решил принять тяжелое бремя монашества, к которому он готовил себя с юности. Его духовный отец преподобный Алексий (Шушания) одобрил его решение. В 1912 году по благословению епископа Имеретинского Георгия (Аладашвили) Евстат начал подвизаться в качестве послушника в монастыре Гелати. 23 декабря 1912 года он был пострижен в монашество игуменом Анфимом с именем Евфимий в честь святого Евфимия Афонского. В мае 1913 года он был рукоположен в иеродиакона, в 1917 году - в священнический сан тем же епископом Георгием.

В 1921 году коммунисты захватили власть в Кутаиси. Они посчитали преподобного неблагонадежным и арестовали его. Но по воле Божией он был освобожден за недостаточностью улик. В это безбожное время для клириков и монахов монастыря Гелати каждый день проходил в ожидании поругания и притеснений. Но, несмотря ни на что, стойкий отец Евфимий продолжал свои труды по собиранию древних песнопений. Им было найдено свыше сотни древних песнопений для последующей публикации в западной нотной транскрипции.

В 1924 году коммунисты разрушили собор царя Давида Строителя в Кутаиси, расстреляли митрополита Кутаисского Назария и служивших с ним клириков - преследования верующих ужесточились. Отец Евфимий решил покинуть монастырь Гелати и, взяв с собой рукописи, с которыми он работал, отправился в более безопасное место. Тогда на дороге, ведшей из Кутаиси в Тбилиси, были убиты тысячи путешественников, но отец Евфимий успешно добрался до Мцхеты и привез целую повозку рукописей. Манускрипты были помещены на хранение в собор Светицховели, а отец Эквтиме назначен настоятелем этого храма. В это смутное время отец Евфимий продолжал свою работу по изучению древних рукописей и переводу песнопений с древней невменной нотации в современную нотную. При этом преподобный нес служение духовника монахинь монастыря Самтавро, расположенного недалеко от Светицховели.

В 1929 году отец Евфимий был переведен в монастырь Зедазени за пределами Мцхеты. Он перевез древние рукописи в свой новый дом, вложил их в металлические футляры и закопал в землю. Шесть лет спустя, в ноябре 1935 года, он передал тридцать четыре сборника, включающие 5532 песнопения и несколько богословских рукописей, в Грузинский национальный музей.

Во время Второй мировой войны жизнь в грузинских монастырях была особенно трудной. Однажды настоятель монастыря Зедазени архимандрит Михаил (Мандария), отправившийся в Сагурамо за провизией для монастыря, не успел вернуться до наступления комендантского часа и был застрелен коммунистами. Немного позже молодого монаха монастыря, Парфения (Артсиаури), арестовали по ложному обвинению, а старец Савва (Пулариани) преставился. Так отец Евфимий остался единственным монахом в монастыре. Его духовные дети, монахини монастыря Самтавро, заботились о нем, уже старике. Зимой 1944 года монахиня Зоиль (Двалишвили) и несколько сестер направились в Зедазени, чтобы навестить старца. Они нашли его лежащим в изнеможении на кровати. Спустя некоторое время преподобный предал свою душу в руки Господа.

Преподобный Евфимий был монахом-аскетом и ученым, который непрестанно молился, с самой юности был образцом целомудрия, смирения и терпения. Древняя школа грузинских распевов во многом сохранилась благодаря бесстрашным трудам игумена Евфимия.