Меню Иконы О нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Авраам, праотец (2000 до Р.Х.)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2025 году:

Смотреть иконы святого Авраама

Житие

По­сле сме­ше­ния Бо­гом язы­ков во вре­мя стол­по­тво­ре­ния Ва­ви­лон­ско­го лю­ди, рас­се­яв­шись по зем­ле и раз­де­лив­шись на мно­гие на­ро­ды, за­бы­ли ис­тин­но­го Бо­га и ста­ли по­кло­нять­ся идо­лам, ими же са­ми­ми сде­лан­ным, жи­вот­ным, солн­цу и луне и дру­гим яв­ле­ни­ям при­ро­ды. То­гда для об­нов­ле­ния Вет­хо­за­вет­ной Церк­ви и для со­хра­не­ния в ней ис­тин­но­го Бо­го­по­зна­ния Гос­подь из­брал од­но­го бла­го­че­сти­во­го му­жа, по име­ни Ав­ра­ама. Ав­ра­ам пер­во­на­чаль­но на­зы­вал­ся Ав­ра­мом и был млад­шим сы­ном Фар­ры, ко­то­рый имел, кро­ме то­го, еще двух сы­но­вей: Ар­ра­на и На­хо­ра; пер­вый из них умер в мо­ло­до­сти, оста­вив по­сле се­бя сы­на Ло­та, ко­то­ро­го Ав­рам и взял се­бе на вос­пи­та­ние. Фар­ра жил с сво­и­ми сы­но­вья­ми в Уре Хал­дей­ском; но Гос­подь бла­го­во­лил от­де­лить бла­го­че­сти­во­го Ав­ра­ма, из­бран­ни­ка Сво­е­го, из раз­вра­щен­ной сре­ды идо­ло­по­клон­ни­ков. И вот Ав­рам по­лу­чил от Бо­га по­ве­ле­ние:

– Вый­ди из зем­ли тво­ей, от род­ства тво­е­го и из до­му от­ца тво­е­го, и иди в зем­лю, ко­то­рую Я ука­жу те­бе. Я про­из­ве­ду от те­бя ве­ли­кий на­род, бла­го­слов­лю те­бя и воз­ве­ли­чу имя твое, и ты бу­дешь ви­нов­ни­ком и об­раз­цом бла­го­сло­ве­ния для мно­гих. Я бла­го­слов­лю бла­го­слов­ля­ю­щих те­бя и зло­сло­вя­щих те­бя про­кля­ну, и бла­го­сло­вят­ся в те­бе все пле­ме­на зем­ные.

Ав­рам с ве­рою и по­кор­но­стью при­нял по­ве­ле­ние Бо­жие и вы­шел из Ура Хал­дей­ско­го с же­ною сво­ею Са­рою, от­цом сво­им Фар­рою и пле­мян­ни­ком Ло­том. Оста­но­вив­шись на вре­мя в Хар­ране, где отец его умер, он про­дол­жал по­том путь свой один с се­мей­ством сво­им и Ло­том. При­быв в зем­лю Ха­на­ан­скую, он про­шел ее до Си­хе­ма, до дуб­ра­вы Мо­ре. Здесь явил­ся ему Гос­подь и обе­щал эту зем­лю от­дать потом­ству его. В па­мять се­го Бо­го­яв­ле­ния и в бла­го­дар­ность Бо­гу за обе­то­ва­ние Ав­рам со­ору­дил на том ме­сте жерт­вен­ник. По­сле се­го Ав­рам про­шел всю ту зем­лю в дли­ну по на­прав­ле­нию к югу, со­здав меж­ду Ве­фи­лем и Га­ем дру­гой жерт­вен­ник Гос­по­ду.

Ав­рам вме­сте с сво­им се­мей­ством и Ло­том по­се­лил­ся в до­лине Си­хем­ской. Оба они сна­ча­ла жи­ли вме­сте и бы­ли бо­га­ты ско­том, се­реб­ром и зо­ло­том; но по­том во из­бе­жа­ние раз­до­ра меж­ду их до­маш­ни­ми и слу­га­ми Ав­рам от­пу­стил от се­бя Ло­та, предо­ста­вив ему вы­бор зем­ли. Лот из­брал се­бе цве­ту­щую рав­ни­ну, оро­ша­е­мую во­да­ми Иор­да­на.

По­сле то­го, как Лот от­де­лил­ся от Ав­ра­ма, Бог явил­ся из­бран­ни­ку Сво­е­му и ска­зал:

– Воз­ве­ди очи свои и с се­го ме­ста, на ко­то­ром ты те­перь на­хо­дишь­ся, по­смот­ри к се­ве­ру, и к югу, и к во­сто­ку, и к за­па­ду: всю зем­лю, ко­то­рую ты ви­дишь с го­ры, дам Я те­бе и потом­ству тво­е­му на ве­ки. И дам те­бе потом­ство, как пе­сок зем­ной. Встань, прой­ди по зем­ле сей в дол­го­ту и ши­ри­ну ее: ибо Я те­бе дам ее и потом­ству тво­е­му на ве­ки.

По­слуш­ный по­ве­ле­нию Бо­жию, Ав­рам дви­нул­ся к югу и по­се­лил­ся у дуб­ра­вы Ма­м­ре, со­здав там жерт­вен­ник Гос­по­ду.

Меж­ду тем на рав­нине Иор­дан­ской, ко­то­рую вы­брал для сво­е­го жи­ли­ща Лот, бы­ло пять го­ро­дов, управ­ля­е­мых осо­бы­ми ца­ря­ми, но уже 12 лет на­хо­див­ших­ся в по­ра­бо­ще­нии у ца­ря Елам­ско­го. На три­на­дца­тый год они воз­му­ти­лись про­тив ца­ря, но бы­ли по­беж­де­ны им, при­чем мно­гие жи­те­ли той стра­ны, и в том чис­ле Лот, бы­ли взя­ты в плен. Узнав об этом, Ав­рам во­ору­жил ра­бов сво­их, раз­бил непри­я­те­лей, осво­бо­дил Ло­та и всех плен­ных и от­нял всю до­бы­чу, уне­сен­ную непри­я­те­лем, ко­то­рую и воз­вра­тил ца­рям по при­над­леж­но­сти. Ко­гда Ав­рам воз­вра­щал­ся с по­бе­дою, на­встре­чу ему вы­шли ца­ри. Мель­хи­се­дек, царь Са­лим­ский, свя­щен­ник Бо­га Все­выш­ня­го, вы­нес хлеб и ви­но и бла­го­сло­вил Ав­ра­ма, го­во­ря:

– Бла­го­сло­вен Ав­рам от Бо­га Все­выш­ня­го, Вла­ды­ки неба и зем­ли. И бла­го­сло­вен Бог Все­выш­ний, пре­дав­ший вра­гов тво­их в ру­ки твои.

Ав­рам под­нес Мель­хи­се­де­ку де­ся­тую часть всей во­ен­ной до­бы­чи; сам же, ко­гда царь Со­дом­ский пред­ла­гал ему удер­жать за со­бою иму­ще­ство, воз­вра­щен­ное от непри­я­те­лей, от­ка­зал­ся взять что-ли­бо.

По­сле се­го Ав­рам сде­лал­ся весь­ма из­вест­ным в зем­ле Ха­на­ан­ской. Его успе­хи воз­бу­ди­ли за­висть и опа­се­ние в ее оби­та­те­лях. То­гда Гос­подь но­чью в ви­де­нии ска­зал Ав­ра­му:

– Не бой­ся, Ав­рам, Я – твой щит; те­бе го­то­вит­ся ве­ли­чай­шая на­гра­да.

Ав­рам ска­зал:

– Гос­по­ди! чем Те­бе на­гра­дить ме­ня? Де­тей у ме­ня нет: Ты не дал мне их. За до­мом мо­им смот­рит Ели­е­зер из Да­мас­ка: он и бу­дет мо­им на­след­ни­ком.

– Не он, – ска­зал Гос­подь, – а твой род­ной сын бу­дет тво­им на­след­ни­ком.

По­сле се­го Гос­подь вы­вел Ав­ра­ма на двор и ска­зал:

– По­смот­ри на небо и со­чти звез­ды, ес­ли толь­ко мо­жешь: столь­ко и у те­бя бу­дет по­том­ков.

Ав­рам по­ве­рил обе­то­ва­нию, и сия ве­ра вме­ни­лась ему в пра­вед­ность и по­слу­жи­ла ос­но­ва­ни­ем пра­вед­ной и Бо­го­угод­ной жиз­ни.

В на­сту­пив­ший по­сле се­го день Ав­рам, по по­ве­ле­нию Бо­жию, рас­сек по­по­лам трех­лет­них те­ли­цу, ко­зу и ов­на, и по­ло­жил од­ну часть про­тив дру­гой; к ним при­со­еди­не­ны бы­ли гор­ли­ца и мо­ло­дой го­лубь. Ав­рам сте­рег тру­пы от хищ­ных птиц. При за­хож­де­нии солн­ца на него на­шел сон, и объ­ял его ужас и гу­стой мрак. То­гда Гос­подь при­бли­зил­ся к нему и ска­зал:

– Знай, что по­том­ки твои в про­дол­же­ние че­ты­рех­сот лет бу­дут при­шель­ца­ми в зем­ле чу­жой и бу­дут в по­ра­бо­ще­нии и в угне­те­нии. Но Я про­из­ве­ду суд над на­ро­дом, у ко­то­ро­го они бу­дут в по­ра­бо­ще­нии, и по­сле то­го они вый­дут сю­да с боль­шим иму­ще­ством. А ты отой­дешь к от­цам сво­им в ми­ре и бу­дешь по­гре­бен в ста­ро­сти доб­рой. Воз­вра­тят­ся же сю­да по­том­ки твои не преж­де, как сме­нят­ся у них че­ты­ре по­ко­ле­ния, ибо ме­ра без­за­ко­ний амор­ре­ев еще не на­пол­ни­лась.

Ко­гда за­шло солн­це и на­сту­пи­ла тьма, меж­ду рас­се­чен­ны­ми жи­вот­ны­ми про­шли дым, как бы из пе­чи, и пла­мя ог­ня. И в этот день та­ким об­ра­зом Гос­подь за­клю­чил за­вет Свой с Ав­ра­мом, ска­зав:

– Потом­ству тво­е­му даю Я зем­лю сию от ре­ки Еги­пет­ской до ре­ки Ев­фра­та.

Про­шло уже мно­го лет с то­го вре­ме­ни, как Ав­рам пе­ре­се­лил­ся в зем­лю Ха­на­ан­скую. По­сле от­кро­ве­ния, быв­ше­го ему в Уре Хал­дей­ском, Бог еще три ра­за по­вто­рял ему обе­то­ва­ние о мно­го­чис­лен­ном потом­стве, ко­то­рое долж­но бы­ло про­изой­ти от него; но Са­ра, же­на его, не рож­да­ла, а меж­ду тем оба они бы­ли уже пре­клон­ных лет. Без­дет­ство бы­ло для Ав­ра­ма ве­ли­ким ис­пы­та­ни­ем.

То­гда Са­ра, ду­мая, что пре­пят­ствие к ис­пол­не­нию обе­то­ва­ния Бо­жия за­клю­ча­ет­ся в ней, пред­ло­жи­ла Ав­ра­му взять еще в су­пру­же­ство слу­жан­ку свою, егип­тян­ку Агарь, ко­то­рая и ро­ди­ла ему сы­на Из­ма­и­ла.

Ко­гда Ав­ра­му ис­пол­ни­лось уже 99 лет, Гос­подь явил­ся ему и ска­зал:

– Я – Бог Все­мо­гу­щий; хо­ди пред Ли­цем Мо­им и будь непо­ро­чен: и Я по­став­лю за­вет Мой с то­бою и дам те­бе мно­го­чис­лен­ней­шее потом­ство.

Ав­рам в чув­стве бла­го­го­ве­ния и пре­дан­но­сти пал на ли­це свое. Бог ска­зал ему:

– Те­перь ты не бу­дешь на­зы­вать­ся Ав­ра­мом, но да бу­дет те­бе имя: Ав­ра­ам; ибо Я сде­лаю те­бя от­цом мно­же­ства на­ро­дов. И на­ро­ды и ца­ри про­изой­дут от те­бя; и Я по­став­лю веч­ный за­вет Мой с то­бою и по­том­ка­ми тво­и­ми в том, что Я бу­ду Бо­гом тво­им и по­том­ков тво­их по­сле те­бя, и дам вам всю зем­лю Ха­на­ан­скую в веч­ное на­след­ство. Ви­ди­мым же зна­ком за­ве­та меж­ду Мною и ва­ми долж­но быть то, чтобы у вас весь му­же­ский пол был об­ре­зан. Ось­ми дней от рож­де­ния на­доб­но об­ре­зы­вать вся­ко­го мла­ден­ца му­же­ско­го по­ла, не толь­ко из ва­ших де­тей, но и из ра­бов, куп­лен­ных за се­реб­ро у ино­пле­мен­ни­ков. Необ­ре­зан­ный, как на­ру­ши­тель за­ве­та Мо­е­го, ли­ша­ет­ся об­ще­ния с сво­им на­ро­дом. Са­ру, же­ну твою, не на­зы­вай Са­рою, но да бу­дет имя ей – Сар­ра. Я бла­го­слов­лю ее, и про­изой­дут от нее на­ро­ды, и ца­ри на­ро­дов про­изой­дут от нее.

Ав­ра­ам воз­ра­до­вал­ся и за­сме­ял­ся, но в то же вре­мя с недо­уме­ни­ем спра­ши­вал про се­бя:

– Неуже­ли от сто­лет­не­го бу­дут де­ти? и неуже­ли Сар­ра в де­вя­но­сто лет ро­дит?

Но Гос­подь по­вто­рил Свое обе­то­ва­ние и пред­рек са­мое имя их бу­ду­ще­му сы­ну – Иса­ак.

Вско­ре по­сле се­го Гос­подь опять явил­ся Ав­ра­аму у дуб­ра­вы Ма­м­ре – сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Од­на­жды в пол­день Ав­ра­ам си­дел у шат­ра сво­е­го. Под­няв гла­за свои, он уви­дел пред со­бою трех стран­ни­ков. Он тот­час же по­спе­шил к ним на­встре­чу и, по­кло­нясь до зем­ли, ска­зал пер­во­му из них:

– Го­су­дарь мой! Ес­ли я об­рел бла­го­во­ле­ние пред оча­ми Тво­и­ми, не прой­ди ми­мо ра­ба Тво­е­го. Поз­воль­те при­не­сти немно­го во­ды и омыть но­ги ва­ши; по­том от­дох­ни­те под этим де­ре­вом. А я при­не­су хле­ба, чтобы под­кре­пить­ся вам на до­ро­гу.

Стран­ни­ки со­гла­си­лись на его прось­бу. То­гда Ав­ра­ам по­спе­шил в ша­тер к Сар­ре и ска­зал ей, чтобы она за­ме­си­ла по­ско­рее пше­нич­ной му­ки и ис­пек­ла прес­ные хле­бы; по­том по­бе­жал к ста­ду, вы­брал неж­но­го, хо­ро­ше­го те­лен­ка и ве­лел сво­е­му ра­бу при­го­то­вить его. Ко­гда при­го­тов­ле­ны бы­ли и прес­ные хле­бы, и те­ле­нок, Ав­ра­ам взял еще сы­ру и мо­ло­ка и все это по­ста­вил пред го­стя­ми. Они ста­ли есть, а Ав­ра­ам в это вре­мя сто­ял под де­ре­вом, при­слу­жи­вая им. Во вре­мя обе­да стран­ни­ки спро­си­ли Ав­ра­ама:

– Где Сар­ра, же­на твоя?

– Она здесь, в шат­ре, – от­ве­тил Ав­ра­ам.

То­гда один из них, – это был Сам Гос­подь, – ска­зал:

– На сле­ду­ю­щий год, ко­гда Я опять в это же вре­мя бу­ду у те­бя, у же­ны тво­ей Сар­ры бу­дет сын.

Сар­ра сто­я­ла у вхо­да в ша­тер. Услы­хав пред­ска­за­ние, она рас­сме­я­лась, по­ду­мав­ши про се­бя:

– Мне ли в ста­ро­сти иметь сие уте­ше­ние? Да и гос­по­дин мой стар.

Но Гос­подь ска­зал Ав­ра­аму.

– За­чем рас­сме­я­лась Сар­ра? раз­ве есть что невоз­мож­ное у Бо­га? В на­зна­чен­ный срок бу­ду Я у те­бя, и у Сар­ры бу­дет сын.

То­гда Сар­ра при­шла в страх. Она по­чув­ство­ва­ла, что на­хо­дит­ся пред выс­шею Бо­же­ствен­ною Си­лою, про­ви­дя­щею ее внут­рен­ние чув­ство­ва­ния, и в смя­те­нии ста­ла уве­рять, что она не сме­я­лась. Но Гос­подь об­ли­чил ее и еще раз по­вто­рил, что она сме­я­лась. Та­ким об­ра­зом, Он по­ка­зал Се­бя Серд­це­вед­цем, а Сар­ру на­учил быть вни­ма­тель­нее к соб­ствен­ным по­мыс­лам и быть бо­лее по­кор­ною Бо­же­ствен­ным обе­то­ва­ни­ям.

По­сле се­го стран­ни­ки вста­ли и на­пра­ви­лись от­ту­да к Со­до­му. Ав­ра­ам же, по сло­ву апо­сто­ла, «сверх на­деж­ды, по­ве­рил с на­деж­дою, через что сде­лал­ся от­цом мно­гих на­ро­дов, по ска­зан­но­му: «так [мно­го­чис­лен­но] бу­дет се­мя твое». И, не из­не­мог­ши в ве­ре, он не по­мыш­лял, что те­ло его, по­чти сто­лет­не­го, уже омерт­ве­ло, и утро­ба Сар­ри­на в омерт­ве­нии; не по­ко­ле­бал­ся в обе­то­ва­нии Бо­жи­ем неве­ри­ем, но пре­был тверд в ве­ре, воз­дав сла­ву Бо­гу и бу­дучи вполне уве­рен, что Он си­лен и ис­пол­нить обе­щан­ное. По­то­му и вме­ни­лось ему в пра­вед­ность» (Рим.4:18-22). Ве­руя в бла­го­дат­ное обе­то­ва­ние об име­ю­щем про­изой­ти от него мно­го­чис­лен­ном потом­стве, Ав­ра­ам с жи­вей­шим чув­ством ра­до­сти, бла­го­дар­но­сти и бла­го­го­ве­ния к сво­им Бо­же­ствен­ным по­се­ти­те­лям со­про­вож­дал их.

На пу­ти Гос­подь от­крыл Ав­ра­аму о Сво­ем на­ме­ре­нии по­гу­бить жи­те­лей Со­до­ма и Го­мор­ры за их бес­чис­лен­ные без­за­ко­ния. Ав­ра­ам стал умо­лять Бо­га по­ща­дить нече­сти­вые го­ро­да ра­ди то­го, что в них най­дет­ся хо­тя пять­де­сят пра­вед­ни­ков. Но та­ко­во­го чис­ла их не на­шлось в го­ро­дах сих. По­сле се­го Гос­подь обе­щал Ав­ра­аму по мо­лит­ве его по­ща­дить нече­сти­вые го­ро­да, ес­ли в них най­дет­ся хо­тя со­рок, по­том трид­цать, два­дцать и, на­ко­нец, хо­тя бы де­сять пра­вед­ни­ков. Но и та­ко­го чис­ла пра­вед­ных не на­шлось в Со­до­ме и Го­мор­ре. То­гда участь нече­сти­вых го­ро­дов бы­ла ре­ше­на. Од­на­ко же хо­да­тай­ство Ав­ра­ама не оста­лось на­прас­ным и со­вер­шен­но бес­плод­ным; ибо пле­мян­ник его Лот был спа­сен от об­щей по­ги­бе­ли.

Ве­че­ром два Ан­ге­ла, по­се­тив­шие Ав­ра­ама, при­шли в об­ра­зе стран­ни­ков в Со­дом, ко­гда Лот си­дел у во­рот го­ро­да. Уви­дев стран­ни­ков, Лот, по­кло­нив­шись им до зем­ли, ска­зал:

– Го­су­да­ри мои! Зай­ди­те в дом ра­ба ва­ше­го и но­чуй­те, и умой­те но­ги ва­ши, а по­ут­ру пой­де­те в путь свой.

Ко­гда же стран­ни­ки ста­ли от­ка­зы­вать­ся, ис­пы­ты­вая Ло­та, и от­кло­нять его го­сте­при­им­ство, – он стал силь­но упра­ши­вать их, и они во­шли в дом. Лот при­го­то­вил прес­ные хле­бы, и пред­ло­жил им уго­ще­ние, и они ели. Еще не лег­ли они спать, как со­дом­ляне с раз­ных кон­цов го­ро­да окру­жи­ли дом Ло­та и ста­ли тре­бо­вать вы­да­чи стран­ни­ков. Лот вы­шел успо­ко­ить их и уго­во­рить, чтобы они не при­чи­ня­ли зла стран­ни­кам, поль­зу­ю­щим­ся его го­сте­при­им­ством; но они оскорб­ля­ли его и гро­зи­ли вы­ло­мать две­ри. То­гда Ан­ге­лы, явив­ши­е­ся под ви­дом стран­ни­ков, по­ра­зи­ли со­дом­лян сле­по­тою, а Ло­та вве­ли в дом и ве­ле­ли взять род­ствен­ни­ков сво­их и ухо­дить из го­ро­да, осуж­ден­но­го за без­за­ко­ния на по­ги­бель; при сем Ан­ге­лы от­кры­лись Ло­ту, кто они, объ­явив пря­мо, что они по­сла­ны к нему Гос­по­дом. За­ни­ма­лась уже за­ря, а Лот еще мед­лил. То­гда Ан­ге­лы, взяв за ру­ки его, же­ну его и до­че­рей, вы­ве­ли их вон. Один из Ан­ге­лов ска­зал Ло­ту:

– Спа­сай ду­шу свою; не огля­ды­вай­ся на­зад и ни­где не оста­нав­ли­вай­ся на рав­нине сей; спа­сай­ся на го­ру, чтобы те­бе не по­гиб­нуть.

Но Лот ска­зал:

– Нет, Вла­ды­ка! Вот раб Твой об­рел бла­го­во­ле­ние пред оча­ми Тво­и­ми, и ве­ли­ка ми­лость Твоя, ко­то­рую Ты со­тво­рил со мною, спас­ши жизнь мою; но я не мо­гу спа­сать­ся на го­ру, чтобы не за­стиг­ло ме­ня бед­ствие и мне не уме­реть. Вот бли­же го­род сей, – он же и мал; бла­го­во­ли мне бе­жать в него, дабы со­хра­ни­лась в нем жизнь моя.

Ан­гел от­ве­чал:

– В угод­ность те­бе я сде­лаю и это и не ис­треб­лю се­го го­ро­да; спа­сай­ся в него, но ни­ма­ло не мед­ли: по­то­му что я не мо­гу ис­пол­нить сво­е­го де­ла, по­ка ты не уй­дешь ту­да.

Так ве­ли­ка ми­лость Бо­жия к пра­вед­ным! Ра­ди сла­бо­го во­лею, но чи­сто­го ду­шою Ло­та и ра­ди род­ства его с из­бран­ни­ком Бо­жи­им Ав­ра­амом, Гос­подь не толь­ко да­ру­ет спа­се­ние го­ро­ду, но и по ми­ло­сер­дию Сво­е­му за­мед­ля­ет со­вер­шить пра­во­суд­ную ка­ру Свою над нече­сти­вы­ми го­ро­да­ми до тех пор, по­ка Лот успе­ет спа­стись.

Ко­гда Лот до­стиг се­го го­ро­да, солн­це уже за­шло. То­гда Гос­подь про­лил с неба на Со­дом, Го­мор­ру, Ада­му и Се­во­им в ви­де до­ждя се­ру и огонь, и ис­тре­бил эти го­ро­да и всю эту рав­ни­ну со всем их на­се­ле­ни­ем, – и вся стра­на та об­ра­ти­лась в со­ле­ное озе­ро.

Же­на Ло­то­ва не ис­пол­ни­ла по­ве­ле­ния Ан­ге­ла: на пу­ти из Со­до­ма она огля­ну­лась на­зад; но тот­час же об­ра­ти­лась в со­ля­ной столб. Сам же Лот, стра­шась остать­ся в Си­го­ре, уда­лил­ся в го­ру с дву­мя до­че­ря­ми сво­и­ми и стал жить там в пе­ще­ре.

Меж­ду тем Бог по­се­тил, на­ко­нец, Сар­ру Сво­ею ми­ло­стью. Ко­гда Ав­ра­аму ис­пол­ни­лось сто лет, она ро­ди­ла ему сы­на, ко­то­ро­му он, со­глас­но пред­ве­ща­нию о том Са­мо­го Бо­га, на­рек имя Иса­ак. На вось­мой день Ав­ра­ам об­ре­зал его, как за­по­ве­дал ему Бог. И де­вя­ти­де­ся­ти­лет­няя Сар­ра го­во­ри­ла:

– Смех ра­до­сти со­тво­рил мне Бог; кто ни услы­шит обо мне, об­ра­ду­ет­ся. Кто бы мог ска­зать Ав­ра­аму: «Сар­ра бу­дет кор­мить де­тей гру­дью?». Ибо в ста­ро­сти его я ро­ди­ла сы­на.

Ко­гда ди­тя вы­рос­ло и бы­ло от­ня­то от гру­ди, Ав­ра­ам устро­ил по се­му слу­чаю боль­шой пир. Сар­ра, уви­дев, что Из­ма­ил, ко­то­ро­го ро­ди­ла Ав­ра­аму Агарь егип­тян­ка, на­сме­ха­ет­ся над ее сы­ном Иса­а­ком, ска­за­ла Ав­ра­аму:

– Про­го­ни эту ра­бы­ню и сы­на ее; ибо не на­сле­ду­ет сын ра­бы­ни сей с сы­ном мо­им Иса­а­ком.

Ав­ра­аму бы­ло при­скорб­но слы­шать эти сло­ва; он, как отец, лю­бил и жа­лел Из­ма­и­ла. Но Бог ска­зал ему:

– Не огор­чай­ся ра­ди от­ро­ка и ра­бы­ни тво­ей; во всем, что ни ска­жет те­бе Сар­ра, слу­шай­ся го­ло­са ее; ибо в Иса­а­ке на­ре­чет­ся те­бе се­мя. Впро­чем, и от сы­на ра­бы­ни Я про­из­ве­ду на­род, по­то­му что и он – се­мя твое.

То­гда Ав­ра­ам с пол­ною пре­дан­но­стью во­ле Бо­жи­ей от­пу­стил Агарь с сы­ном ее Из­ма­и­лом. Стран­ствуя, они за­блу­ди­лись в пу­стыне и уже уми­ра­ли от жаж­ды, но Бог чу­дес­но спас их и уте­шил скор­бя­щую мать обе­то­ва­ни­ем про­из­ве­сти от ее сы­на ве­ли­кий на­род.

В то вре­мя Ав­ра­ам поль­зо­вал­ся огром­ным вли­я­ни­ем и ува­же­ни­ем по­сре­ди со­сед­них ца­рей и вла­де­те­лей Ха­на­а­на. Выс­шее по­кро­ви­тель­ство и осо­бен­ное бла­го­сло­ве­ние Бо­жие на Ав­ра­аме так бы­ло яс­но для всех, что Ави­ме­лех, царь Ге­рар­ский, ис­кал с ним со­ю­за. Но Ав­ра­ам и по­сле се­го жил по-преж­не­му как стран­ник, ни­где не имея по­сто­ян­но­го для се­бя жи­ли­ща.

Вся жизнь Ав­ра­ама про­те­ка­ла сре­ди мно­го­раз­лич­ных ис­пы­та­ний, пред­став­ляя со­бою об­ра­зец тер­пе­ния, твер­дой и непо­ко­ле­би­мой ве­ры и упо­ва­ния на Бо­га и со­вер­шен­ней­шей пре­дан­но­сти Его во­ле. Но ве­ра его долж­на бы­ла быть еще твер­же по­сле всех ми­ло­стей Гос­по­да к нему. И вот по­сле мно­гих лет его жиз­ни Гос­подь по­сы­ла­ет ему по­след­нее ис­пы­та­ние, пре­вос­хо­дя­щее си­лы обык­но­вен­но­го че­ло­ве­ка. Ис­пы­ты­вая ве­ру Ав­ра­ама, Бог воз­звал к нему и ска­зал:

– Возь­ми сы­на тво­е­го един­ствен­но­го, ко­то­ро­го ты лю­бишь, Иса­а­ка, пой­ди в зем­лю Мо­риа и там при­не­си его во все­со­жже­ние на од­ной из гор, ко­то­рую Я ука­жу те­бе.

Несмот­ря на всю необы­чай­ность та­ко­го по­ве­ле­ния и на свою ве­ли­кую ро­ди­тель­скую лю­бовь к Иса­а­ку, Ав­ра­ам ни­ма­ло не усо­мнил­ся, что оно – от Бо­га, и что его долж­но ис­пол­нить без вся­ко­го пре­ко­сло­вия. Пре­дан­ность его Бо­гу бы­ла столь ве­ли­ка, что он не по­жа­лел при­не­сти в жерт­ву Ему сво­е­го един­ствен­но­го воз­люб­лен­но­го сы­на. В то же са­мое вре­мя он ве­рил, что Иса­ак, ко­то­рый те­перь дол­жен был уме­реть без­дет­ным, со­глас­но с преж­де дан­ны­ми обе­то­ва­ни­я­ми бу­дет ро­до­на­чаль­ни­ком на­ро­да и пред­ком обе­то­ван­но­го Из­ба­ви­те­ля. Он ду­мал, как го­во­рит апо­стол, что Бог си­лен и из мерт­вых вос­кре­сить ему сы­на обе­то­ва­ния (Евр.11:19). И вот, не от­кры­вая ни­ко­му сво­е­го на­ме­ре­ния, Ав­ра­ам ра­но утром осед­лал ос­ла, взял с со­бою Иса­а­ка и двух слуг, на­ко­лол дров для все­со­жже­ния и от­пра­вил­ся в на­гор­ную стра­ну ие­ву­се­ев, на ме­сто, о ко­то­ром ска­зал ему Гос­подь. На тре­тий день, по осо­бен­но­му зна­ме­нию от Бо­га, Ав­ра­ам еще из­да­ле­ка уви­дел го­ру, на­зна­чен­ную для жерт­во­при­но­ше­ния. То­гда он по­ве­лел слу­гам сво­им остать­ся здесь с ослом и, взяв дро­ва для все­со­жже­ния, дал их нести Иса­а­ку, а сам взял в ру­ки огонь и нож, – и по­шли оба вме­сте на го­ру.

И ска­зал Иса­ак Ав­ра­аму:

– Отец мой! вот огонь и дро­ва, – где же аг­нец для все­со­жже­ния?

Ав­ра­ам от­ве­чал:

– Бог усмот­рит Се­бе агн­ца для все­со­жже­ния, сын мой.

И они по­шли да­лее оба вме­сте.

До­стиг­нув ме­ста, ко­то­рое ука­зал ему Бог, Ав­ра­ам устро­ил там жерт­вен­ник, раз­ло­жил дро­ва и, свя­зав сы­на сво­е­го Иса­а­ка, по­ло­жил его на жерт­вен­ник по­верх дров. И про­стер Ав­ра­ам ру­ку свою, и взял нож, чтобы за­ко­лоть сы­на сво­е­го.

Но в это вре­мя с неба раз­дал­ся Бо­же­ствен­ный го­лос:

– Ав­ра­ам! Ав­ра­ам!

Ав­ра­ам оста­но­вил­ся, чтобы вы­слу­шать по­ве­ле­ние Бо­жие.

– Не под­ни­май ру­ки сво­ей на от­ро­ка, – про­дол­жал Гос­подь, – и не де­лай над ним ни­че­го; ибо те­перь Я знаю, что бо­ишь­ся ты Бо­га и не по­жа­лел сы­на тво­е­го един­ствен­но­го для Ме­ня.

То­гда Ав­ра­ам в чув­стве глу­бо­кой ра­до­сти и бла­го­дар­но­сти к Бо­гу воз­вел очи свои от зем­ли и уви­дел по­за­ди се­бя ов­на, за­пу­тав­ше­го­ся в ча­ще ро­га­ми. То­гда он раз­вя­зал Иса­а­ка и, взяв ов­на, при­нес его во все­со­жже­ние вме­сто Иса­а­ка, сы­на сво­е­го.

По­сле се­го Гос­подь сно­ва воз­звал к Ав­ра­аму с неба:

– Мною кля­нусь, что так как ты сде­лал сие де­ло и не по­жа­лел сы­на тво­е­го един­ствен­но­го для Ме­ня, то Я бла­го­слов­ляя бла­го­слов­лю те­бя, и умно­жая умно­жу се­мя твое, как звез­ды небес­ные и пе­сок на бе­ре­гу мо­ря, и овла­де­ет се­мя твое го­ро­да­ми вра­гов сво­их, и бла­го­сло­вят­ся в се­ме­ни тво­ем все на­ро­ды зем­ли за то, что ты по­слу­шал­ся гла­са Мо­е­го.

По­лу­чив сие ве­ли­кое бла­го­дат­ное обе­то­ва­ние, Ав­ра­ам и Иса­ак в стра­хе и ра­до­сти спу­сти­лись с го­ры и воз­вра­ти­лись в Вир­са­ву, где жил то­гда Ав­ра­ам.

Спу­стя лет две­на­дцать по­сле се­го скон­ча­лась Сар­ра, же­на Ав­ра­амо­ва, и бы­ла по­гре­бе­на в пе­ще­ре Мах­пе­ле про­тив Ма­м­ре, впо­след­ствии – Хев­ро­на зем­ли Ха­на­ан­ской.

Через три го­да, ко­гда Иса­а­ку ис­пол­ни­лось со­рок лет, а Ав­ра­аму бы­ло сто со­рок лет, свя­той пра­вед­ный пра­о­тец имел уте­ше­ние же­нить сы­на сво­е­го на доб­ро­де­тель­ной Ре­век­ке, внуч­ке На­хо­ра, бра­та Ав­ра­амо­ва. Впо­след­ствии Ав­ра­ам и сам всту­пил в но­вое су­пру­же­ство с Хет­ту­рою, от ко­то­рой имел еще шесть сы­но­вей. Ав­ра­ам про­жил сто семь­де­сят пять лет и по­том с ми­ром пре­дал дух свой Гос­по­ду Бо­гу, Ко­то­ро­му так вер­но слу­жил и бла­го­уго­дил в жиз­ни сво­ей, бу­дучи со­су­дом и об­раз­цом ве­ры в ис­тин­но­го Бо­га, со­хра­нив­шим ее для потом­ства из ро­да в род. За вы­со­кие ка­че­ства и до­сто­ин­ства Ав­ра­ама Гос­подь воз­лю­бил его, по­че­му и на­зы­ва­ет Се­бя его Бо­гом по пре­иму­ще­ству (Быт.17:7, 26:24, 28:13), а Св. Пи­са­ние на­зы­ва­ет его дру­гом Бо­жи­им (2Пар.20:7; Ис.4:8;Иак.2:29). Вет­хо­за­вет­ные по­том­ки его и да­же свя­тые пред Бо­гом, Мо­и­сей и Да­вид, при­зы­ва­ли Ав­ра­ама в хо­да­таи пред Бо­гом. От се­го ро­до­на­чаль­ни­ка на­ро­да иудей­ско­го, в потом­стве ко­то­ро­го со­хра­ня­лась ис­тин­ная ве­ра на зем­ле, про­изо­шел Сам Хри­стос по пло­ти, и все ис­тин­но ве­ру­ю­щие во Хри­ста на­зы­ва­ют­ся сы­на­ми Ав­ра­ама (Рим.6:7-8; Гал.3:7, 26-29). И в бу­ду­щей уча­сти на­шей за гро­бом – толь­ко с вер­ным Ав­ра­амом мож­но на­де­ять­ся по­лу­чить на­сле­дие веч­ной жиз­ни и спа­се­ния. Сам Гос­подь в Сво­ей прит­че о бо­га­том и Ла­за­ре ука­зы­ва­ет на Ав­ра­ама как на оби­та­те­ля бла­жен­но­го жи­ли­ща в Цар­ствии Небес­ном (Мф.8:11; Лк.16:22; Гал.3:9, 29), ко­е­го да спо­до­бит Хри­стос и всех нас мо­лит­ва­ми свя­то­го пра­вед­но­го Ав­ра­ама, пра­от­ца Сво­е­го по пло­ти. Аминь.