Аполлинария Египетская, преподобная (ок. 470)
Житие
Аполлинария родилась в семье сенатора Анфимия, правившего Западной Римской империей за малолетством наследника престола Феодосия и известного в истории под именем царя Прокопия Анфемия (467-472).
У этого благочестивого правителя была еще одна младшая дочь, которая с детства была одержима нечистым духом, мучившим ее. Аполлинария же вела чистую праведную жизнь и любила молитву и пребывание в храме. Родители, мечтавшие выдать свою старшую дочь замуж, очень огорчались, что она отказывает знатным и достойным женихам. Но Аполлинария твердо решила посвятить себя Богу.
Однажды она уговорила родителей отпустить ее на Святую землю для поклонения святыням Иерусалима. Родители дали ей множество рабов и рабынь, золото и серебро и благословили любимую дочь в дорогу. Прибыв в святой город, Аполлинария поклонилась Гробу Господню и Честному Кресту, совершая везде усердную молитву и раздавая пожертвования. По пути она отпускала на свободу излишних рабов, щедро наградив их за службу.
Желая поклониться мощам святого Мины, блаженная дева отправилась в Александрию. Там она нашла одну старицу, которую попросила тайно купить мужское монашеское облачение. Со словами: Да поможет тебе Бог, мать моя! старица вручила ей иноческие одежды, после чего Аполлинария, оставив при себе лишь евнуха и старца раба, отправилась ко гробу мученика Мины. Помолившись на могиле святого, Аполлинария поехала в скит поклониться жившим там святым отцам, и по дороге, оставив своих слуг и переодевшись в мужские иноческие одежды, тайно скрылась в окрестных болотах.
Царь Анфемий с женою долго скорбели по своей пропавшей дочери, когда им привезли оставленные ею богатые одежды. Святая же, прожив несколько лет на болоте, по повелению ангела назвалась евнухом Дорофеем и была принята в мужской скит святым Макарием Египетским. После подвижнической жизни на болоте, ее тело палимое солнцем и съедаемое комарами иссохло и приобрело неузнаваемый вид, отчего никто не признавал в ней женщины, и святая спокойно жила среди монахов, продолжая свои подвиги.
Желая изгнать святую из скита, диавол начал еще сильнее мучить ее младшую сестру. Для исцеления своей младшей дочери, родители отправили ее в тот самый скит, где жила Аполлинария, в сопровождении множества рабов. Старец Макарий направил ее к Досифею сказав: Помолись о ней и исцели ее, так как тебе от Господа дарована способность исцеления. Но святая Аполлинария со слезами отвечала: Оставь меня, отец, плакать о многочисленных грехах моих; я немощен и не в силах сделать что-либо в таком деле. Но, повиновавшись воле старца, она взяла болящую к себе в келью и с радостью узнала в ней свою сестру. Некоторое время святая Аполлинария с усердием молилась и бес оставил молодую девушку. Все прославили Бога и с великой радостью вернули исцеленную дочь родителям.
Но через некоторое время диавол снова прибег к хитрости, желая причинить зло мнимому Дорофею. Он снова вошел в младшую дочь царя, но на этот раз предал девице вид беременной женщины, и на вопрос с кем она согрешила, отвечал ее голосом, что тот черноризец, в кельи которого она жила в скиту виноват в ее падении.
Разгневанный царь послал в скит своих воевод, желая разорить его и сурово наказать Дорофея. Аполлинария же, попросив старцев молиться о ней, в оковах отправилась в Рим на суд императора. Увидев свою старшую дочь, родители не узнали ее, но согласились выслушать ее наедине. Святая же взяв с них обещание отпустить ее обратно, открылась своим родителям. Царь с женою были несказанно счастливы, вновь обретя свою старшую дочь. Радостный плач наполнил императорский дом. Тогда родители привели к Аполлинарии ее младшую сестру, которая упав на колени, умоляла мнимого Дорофея, как и в прошлый раз, исцелить ее. Святая положила на чрево сестры руку, и диавол тут же оставил ее, придав девушке прежний вид.
Родители, исполнив слово, с плачем отпустили Аполлинарию обратно в скит и сохранили ее тайну. Монахи, не сомневавшиеся в невиновности Досифея, с радостью встретили его в скиту. Так святая продолжала свои подвиги в мужском обличие до самой своей смерти. Перед смертью, последовавшей около 470-го года, она просила старца Макария не омывать ее тела, но святой отвечал, что это невозможно. Когда же во время омовения монахи обнаружили, что все это время с ними подвизалась женщина, прославили Бога и дивились случившемуся.
Старцу же Макарию, дивящемуся о том, что ему не была открыта эта тайна, во сне было видение, в котором он узнал о том, что подвизавшаяся в скиту женщина была старшей дочерью царя Аполлинарией. Узнав об этом, братия с честью похоронила святую, от мощей которой совершилось много исцелений.