Андрей Рублев, преподобный (ХV)
Житие
Преподобный Андрей иконописец преизрядный, великий церковный художник, иконы которого знает весь мир. Стоглавый собор Русской Православной Церкви 1551 года указывает на него, как на мастера, которому другие художники должны подражать в работе. Святому удалось в красках выразить то, что Писание выражает словом. Образы, написанные преподобным Андреем, прославлены многими чудесами и доныне просвещают мир светом дарованной им благодати. Преподобный Андрей почитается как покровитель иконописцев и всех церковных художников.
Несмотря на крайне скудные сведения о святом, по благословению отца Всеволода Шпиллера настоятеля Николо-Кузнецкого храма в 1980-ых годах было составлено житие преподобного Андрея и написан его первый образ. Отец Всеволод, который говорил, что наступит время прославления святого Андрея и что почитать его будет весь православный мир, не дожил до этого события, состоявшегося в 1988 году, но его предсказания сбылись. Слава преподобного Андрея как великого святого продолжает шириться: воздвигаются храмы, освящаются престолы в его честь, а верующие люди, особенно художники, ощущают его помощь.
После закрытия Спасо-Андрониковой обители в 1918 году первое богослужение здесь состоялось в день светлой памяти преподобного Андрея Рублева 17 июля 1989 года, на том месте, где и был погребен святой иконописец вместе со своим другом и сопостником Даниилом Черным. В 1993 году археологическими раскопками был обнаружен древний престол Спасского собора и мощи, которые с определенной вероятностью могут быть приписаны Андрею Рублеву.
В 2001 году Священный Синод РПЦ утвердил орден преподобного Андрея Рублева, присуждаемый за заслуги в области церковного искусства.
Преподобный Андрей просиял в Русской земле в дни благоверных великих князей Димитрия Иоанновича Донского и сына его Василия Димитриевича. Святой родился около 1370 года от благочестивых родителей, имена которых неизвестны. Из-за прозвища Рублёв (от слова рубель инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи.
В тяжелое время татаро - монгольского ига, благодаря примеру преподобного Сергия Радонежского Русская земля расцвела множеством святых, как райский сад. Увидев, как ничтожно все земное, вдохновленный живым образцом окружавших его подвижников, будущий известный живописец, чье мирское имя не дошло до нас, принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре с именем Андрей. Здесь в обители преподобного Сергия с юных лет святой Андрей возрастал в Духе Божием.
В 1390 году близ Москвы на реке Яузе преподобным Андроником, по благословению Сергия Радонежского был возведен монастырь во имя образа Спаса Нерукотворенного (Спасо-Андроников монастырь). Туда же преподобный Сергий направил и своего ученика Андрея, так как ему было открыто, что в Москве и иных городах, близ палат княжеских, святому Андрею дано прославить Имя Божие и утверждать святую веру Христову. Вся его жизнь была связана с этими двумя монастырями: Троице-Сергиевой Лаврой и Спасо-Андрониковским монастырем. Там около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим сопостником Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.
Преподобный Андрей обладал даром от Бога к написанию святых образов. Доподлинно неизвестно где учился преподобный: у приезжих греческих мастеров, которых приглашали в Москву русские князья, или же в Болгарском княжестве, так как в то время многие русские живописцы учились в балканских и греческих странах, но талант его был замечен и ценился очень высоко. По молитвам духовного отца своего Сергия преподобный Андрей преуспел во святом деле иконописания паче учителей своих и паче всех прочих живописцев русских, - повествует нам житие.
Первое упоминание об Андрее в летописи, свидетельствующее о том, что чернец Андрей вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем расписали Благовещенский собор Московского кремля, появилось только в 1405 году. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Черным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже сформировался свой, настоящий русский стиль письма и появились помощники и ученики.
Святые живописцы жили в непрестанной молитве и посте, тщательно скрывая свои подвиги, о которых говорят написанные ими иконы. Именно поэтому Церковь постановила почитать иконописцев паче простых человек. Каждый день Андрей и Даниил писали святые образы, а в праздники занимались непрестанным созерцанием святых икон Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и святых, и ум возносили к невидимому и невещественному Свету.
Есть мнение, что преподобный Андрей был одним из последователей исихазма учения о Фаворском свете, как раз получившим распространение на Афоне в то время. Монахи через молитву достигали созерцания нетварного Божественного света, который явился ученикам Иисуса Христа на Фаворе во время Преображения. Именно светоностность и мягкость ликов поражают нас в иконах преподобного Андрея Рублева. Они свидетельствуют не только о глубине духовной жизни преподобного, но и о его исключительной образованности. Известно, что с преподобным Андреем любил беседовать о духовном делании святитель Киприан, митрополит Московский, который долгие годы жил на Афоне, а так же немало внес в творчество Андрея Феофан Грек, писавший в очень своеобразной манере
Об иконах Андрея услышал и князь Юрий Звенигородский, который пригласил преподобного в Звенигород украсить росписями Успенский собор. По благословению святого Саввы игумена Сторожевского, был написан Деисус для соборной церкви и многие другие иконы. Несколько образов из Звенигородского деисусного чина в настоящее время находятся в собрании Третьяковской галереи. Их отличает тихость и молчание и доброе воление и красота совершенная, - повествует нам житие.
В 1408 году татарский хан Едигей снова совершил поход на Русскую землю и пожег многие окрестные города. К тому времени преподобный Сергий уже почил. Явившись во сне своему ученику игумену Никону, он предупредил его о нашествии и повелел братии уйти в безопасное место. После этого святой Никон воздвиг в монастыре каменный Троицкий собор, на месте сожженного деревянного. В 1420-х годах Андрей с Даниилом Черным руководил работами в новом Троицком соборе, но эти росписи не сохранились.
В 1411 или 142527 годах Андрей Рублев создал свой непревзойденный шедевр чудотворную икону Святой Троицы, которая была написана в похвалу преподобному Сергию.
Преподобный Сергий, видевший в Святой Троице образ совершенной Любви, посвятил свой монастырь именно Ей: дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего и эту идею своего наставника удивительно точно передал в красках преподобный Андрей. Икона преподобного являет собой не только плод художественного совершенства и духовности, но и глубокой философии. Убрав из традиционного сюжета Троицы всех персонажей, кроме трех Ангелов, художник изображает между ними безмолвную беседу предвечного совета, где Бог Отец благословляет Сына на крестный подвиг, а Он, смиренно склонив голову, принимает это благословение. Всеведущий и Безграничный Святой Дух скрепляет и благословляет этот выбор.
После написания этого образа Андрей вернулся в Спасо-Андрониковский монастырь, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Спустя некоторое время, около 1430 года он заболел и был призван в небесные обители. Уже после смерти Андрея Даниил, не разлучавшийся с ним в своем сердце, получил откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном. Вскоре преставился и преподобный Даниил, так как великая между ними была любовь, и смерть не могла разлучить их надолго.