МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Алексий (Бенеманский), протоиерей, священномученик (1937)

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Житие

Родился 6 января 1881 г. в с. Баранья Гора Новоторжского уезда Тверской губернии (ныне с. Кунино Кувшиновского района) в семье сельского священника Константина Михайловича Бенеманского.

После окончания Тверской духовной семинарии преподавал в начальной школе в г. Торжке.

В 1904 г. рукоположен во священника и служил в тверском женском монастыре Рождества Христова. Несмотря на запрет со стороны властей, стал преподавать в монастыре Закон Божий. После закрытия монастыря - в тверском храме в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость.

Летом 1919 года был избран членом епархиального совета.

Во время гражданской войны в 1920 г. арестован и мобилизован на тыловые работы.

Священник Алексий Бенеманский был ближайшим помощником Петра (Зверева), епископа Старицкого, викария Тверской епархии, который после ареста правящего архиерея встал во главе Тверской епархии. Епископ Петр обратился к пастве с воззванием, призывающим к пожертвованиям. О. Алексий был назначен казначеем Тверского епархиального комитета по Всероссийскому комитету помощи голодающим.

По благословению епископа о.Алексий много проповедовал, убеждая священников, уклонившихся в обновленчество, принести покаяние.

15 сентября 1922 года священник Алексей Бенеманский был вызван для допроса в ГПУ.

1 апреля 1923 г. ссыльный священник прибыл в Самарканд, 13 апреля направлен в г. Джизак Самаркандской обл.

В мае 1923 года уполномоченный ГПУ получил распоряжение собрать сведения обо всех политических партиях, а также обо всех проживающих в районе административно-высланных священниках и представить о том доклады. 

Приехавшим в Джизак священникам Алексею Бенеманскому и Василию Куприянову было объявлено, что без разрешения ГПУ они не могут поступить ни на какую работу, независимо от того, будет ли эта работа в государственном учреждении, или у частного лица. В мае 1923 года о. Алексей написал по этому поводу ходатайство начальнику секретного отдела ГПУ. Через месяц им было дано разрешение на поступление на государственную службу, что хоть несколько поправляло материальное положение священников, так как служить в храме им, как и всем ссыльным, было запрещено.

В Джизаке о. Алексей написал заявление во ВЦИК с просьбой об освобождении или о сокращении срока высылки.

Обновленцы продолжали жаловаться на православных священников. В результате этих доносов священники были высланы из Джизака в Пенджикент. Но о. Алексей продолжал хлопотать об освобождении из ссылки, но ему всякий раз отказывали.

В 1924 году советское правительство приняло решение освободить духовенство и мирян, осуждённых по процессам об изъятии церковных ценностей. 26 ноября 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило освободить о. Алексея из ссылки и разрешило ему вернуться в Тверь. Там он служил в храме в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость, был возведен в сан протоиерея. 

В 1928-1929 гг. началось массовое закрытие храмов в Тверской епархии. В конце 1928 года тверские власти постановили закрыть Вознесенский собор, предполагая приспособить его под столовую. Желая создать некоторую видимость законности этого действия, они собрали три с половиной тысячи подписей рабочих в пользу закрытия. В начале 1929 года в квартире протоиерея Никандра Троицкого собрались священники Василий Куприянов, Квинтилиан Вершинский, Алексей Соколов, Василий Владимирский, Леонид Флоренский и Алексей Бенеманский. Стали обсуждать, что делать, чтобы отстоять Вознесенский собор, который был в то время центральным храмом Твери и воспринимался верующими как общегородская святыня. Было предложено общинам, где служили собравшиеся священники, поставить свои подписи под протестом против закрытия храма. В короткий срок было собрано десять тысяч подписей, и собор удалось отстоять.

В 1929 г. народный суд возбудил против о. Алексея Бенеманского дело по обвинению в сокрытии от описи церковных ценностей. Когда стало ясно, что священник будет арестован и, скорее всего, осужден, он обратился с амвона к верующим и сказал, что обвинение, будто он скрыл церковное имущество, ложно. Сами власти при обысках у него и у членов церковной общины ничего не нашли. Тут же о. Алексей объявил, в какой день и час и где будет суд и пригласил всех верующих присутствовать на нем. Многие пришли на суд, что было неприятно властям, так как создалась атмосфера сочувствия обвиняемому.

Тверскому духовенству в то время удавалось успешно сдерживать натиск обновленцев, стремившихся захватить все храмы епархии, чтобы передать часть из них светским властям для использования под клубы, склады или для разрушения.

Митрополит Серафим благословил духовенство не оставлять своими заботами священников и мирян, оказавшихся в заключении. Особенно активное участие в помощи заключенным принимали священники Василий Куприянов, Алексей Бенеманский и Василий Владимирский. В храмах, где были арестованы священники, часть церковных доходов оставлялась для помощи им и их семьям. Те из священников, кто возвращался из заключения и ссылки, без промедления определялись на место служения в храмы Твери.

За богослужением священники не переставали проповедовать, особенно ревновал о проповеди священник Алексей Бенеманский, что вызывало недовольство властей. Говоря проповедь в день праздника святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, о. Алексей сказал: "Они в свое время пострадали за веру, но и ныне на православную веру воздвигнуто такое же гонение, как и во времена этих мучениц. У православных теперь отнимают их храмы, а духовенство загоняют в тюрьмы под выдуманными предлогами".

Осознавая, насколько важны духовное просвещение, духовные книги, о. Алексей организовал при Скорбященской церкви, где был настоятелем, библиотеку.

15 марта 1932 года были арестованы священники Василий Куприянов, Алексей Бенеманский, Никандр Троицкий, Квинтилиан Вершинский и миряне Евгения Доможирова, Мария Архарова, Мария Троицкая, Мария Мацнева; 26 апреля власти арестовали Александра Болотова, а еще через две недели иеродиакона Парфения Березовского и священника Василия Владимирского.

26 марта о. Алексея вызвали из камеры на допрос. Следователь задавал свои вопросы так, чтобы ответы священника совпадали с заранее составленным обвинением в создании контрреволюционной организации и деятельности ее против советской власти. Отец Алексей в своих ответах старался держаться строго церковного русла. 

14 апреля следователь снова вызвал на допрос о. Алексея и снова и снова спрашивал, стараясь в чем-нибудь уловить его.

9 июля 1932 года Тройка ОГПУ приговорила священников Алексея Бенеманского, Василия Куприянова, Квинтилиана Вершинского, Василия Владимирского, иеродиакона Парфения Березовского и мирян Александра Болотова, Марию Мацневу, Марию Троицкую и Евгению Доможирову к высылке в Казахстан на три года. Шли этапным порядком, то есть проходя через все тюрьмы России южного направления, это было особого рода наказание, тяжелее отбывания срока, и не все его переживали одна из соэтапниц Алексея Бенеманского - Евгения Доможирова - умерла в тюрьме.

В 1935 г. о.Алексий вернулся в Калинин и воссоединился с семьей. К тому времени дети уже выросли старшей дочери было двадцать девять лет, младшему сыну -шестнадцать.

Священник обратился к архиепископу Фаддею (Успенскому) с просьбой о принятии его на службу. Владыка сразу же определил его на служение в храм, но власти отказали отцу Алексию в регистрации и ему пришлось выйти за штат.

Осенью 1937 г. снова подвергся аресту по обвинению в участии в "контрреволюционной фашистско-монархической организации", возглавляемой Тверским архиепископом Фаддеем.

После многодневных допросов следователь составил, наконец, протокол. Отец Алексей назвал имена тех людей, большей частью священников, с кем был связан по службе, от дружества с кем не хотел отрекаться.

На этом допрос был закончен, точнее говоря, запись его, но сами допросы продолжались еще десять дней, в течение которых о. Алексей категорически отказывался оговаривать себя и других.

26 ноября состоялся последний допрос.

29 ноября следователь составил обвинительное заключение, которое гласило, что отец Алексий                        

являясь активным участником контрреволюционной церковно-монархической группы, проводил вербовку новых участников в эту группу и давал задание отдельным членам контрреволюционной группы на сбор средств среди верующих на организуемый им тайный монастырь в городе Калинине. Проводил среди населения активную контрреволюционную фашистскую агитацию (сохранена орфография подлинника).

 

2 декабря 1937 года тройкой УНКВД по Калининской области был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 4 декабря 1937 года в городе Калинине. Место его захоронения неизвестно.

15 июня 1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий, 6 июля 1990 года реабилитирован президиумом Калининского обл.суда по 1923 году репрессий.