Александр, архиепископ Семипалатинский, священномученик (1937)
Житие
Архиепископ Семипалатинский Александр (Александр Иванович Щукин) родился 13 марта 1891 г. в Риге в семье священника Иоанна и супруги его Елисаветы. Дед его - Василий Щукин - служил диаконом в Риге, отец окончил Московскую Духовную Академию, был рукоположен во священника и преподавал Закон Божий в Рижской семинарии, епархиальном училище и гимназиях; кроме того, на него была возложена обязанность, преподавания латинского и греческого языков. У о. Иоанна и Елисаветы было семеро детей. Дочь их вспоминала, что отец любил детей, но не баловал их и не потакал их слабостям, опасаясь, что иначе из них вырастут плохие христиане. Но и не понуждал их насильно к исполнению молитвенных правил, хотя сам все свободное время отдавал молитве. Также и жена его Елисавета, если выдавалось свободное время, спешила в храм. Дети о. Иоанна с удовольствием предавались детским играм, лишь один Александр не принимал в них участия. Он рос тихим, скромным, послушным и никогда не преступал воли родителей. Пока братья и сестры играли, он запирался в комнате отца и молился. А если дети начинали шуметь, он выходил и останавливал их: Так нельзя, потише, пожалуйста. Александр не был от природы угрюмого нрава, но сердце его с детских лет было расположено подражать древним подвижникам. Его первой и постоянной мечтой было стать священником. Он ощущал это как свое призвание и во всей своей жизни не изменил ему. В 1915 г. Александр окончил Московскую Духовную Академию. К этому времени с началом военных дей- ствий в 1914 г. о. Иоанн переехал с семьей в Нижний Новгород, куда по окончании Академии приехал и Александр и поступил преподавателем в Нижегородскую Духовную семинарию. Наступил 1917 г., приближалось время гонений. Александр попросил отца благословить его принять сан священника, не вступая в брак, чтобы впоследствии принять монашеский постриг. Отец Иоанн благословил, и Александр был рукоположен в сан священника к Вознесенскому храму в городе Лыскове, где служил в то время его отец.
30 августа 1923 г. временно управляющий Нижегородской епархией епископ Балахнинский Филипп (Гумилевский) направил Святейшему Патриарху Тихону рапорт, в котором сообщал, что епископ Макарий (Знаменский) уклонился в обновленчество и не может оставаться на кафедре в Макарьеве. Даже в случае раскаяния, его пребывание в Макарьеве явится для верующих соблазном. Общий голос духовенства и мирян двух уездных городов Лыскова и Васильсурска согласно указывает на священника Александра Щукина как на кандидата во епископы. С этим избранием согласен и он, временно управляющий Нижегородской епархией, и просит Патриарха утвердить представленного кандидата епископом Макарьевским с совершением хиротонии в Нижнем Новгороде. По получении благословения Патриарха в Благовещенском храме, 23 сентября 1923 г. священник Александр Щукин принял монашеский постриг с именем Александр в честь преподобного Александра Свирского. На следующий день состоялось его наречение во епископа Макарьевского, викария Нижегородской епархии, а на другой день в храме святителя Алексия, митрополита Московского, состоялась хиротония, в которой участвовали епископы Балахнинский Филипп и Лукояновский Поликарп (Тихонов).
Владыка Александр с большой любовью и попечением относился к своим родителям, которым он был благодарен за то, что они пробудили в нем дух благочестия, любви к Церкви и православному богослужению. В 1918 г. власти арестовали о. Иоанна и полгода продержали в тюрьме, после чего он долго и тяжело болел. В то время, когда сын отправился в Нижний Новгород для совершения над ним епископской хиротонии, о. Иоанн тяжело заболел воспалением легких, и, зная, что умирает, смиренно ожидал возвращения сына, чтобы тот напутствовал его. Владыка Александр приехал в Лысково накануне смерти отца. Он долго беседовал с ним, а затем напутствовал Святыми Тайнами. Первой архиерейской службой была заупокойная всенощная по новопреставленному отцу. Владыка Александр был прекрасным проповедником и добрым наставником. Сам более всего почитавший монашеское житие, он в этом же духе наставлял и своих духовных чад. Некоторых он посылал в Дивеево, а затем, если они высказывали расположение к иноческой жизни, давал на то свое благословение. Служил он в Макарьевском монастыре. Часто ездил помолиться в монастырь Старые Мары, где была чтимая икона Богородицы Троеручица. В Макарьеве, где жил епископ Александр, он организовал преподавание Закона Божия детям и сам преподавал, что требовало в то время большого мужества, так как власти враждебно относились к христианской проповеди. Преподавание продолжалось в течение года, а затем все же было запрещено властями. В сентябре 1927 г. на шестьдесят втором году жизни тяжело заболела мать святителя. Владыка ухаживал за ней и присутствовал при ее кончине. Перед смертью она сказала: У меня открылись глаза, и я ясно вижу небо. Как там светло....
В 1929 г., в день Архистратига Божия Михаила, епископ Александр был арестован и отправлен в Нижегородскую тюрьму, где в то время было собрано почти все нижегородское духовенство. На допросе у следователя епископ Александр отвечал: Проповеди я говорю каждое воскресенье на темы Священного Писания... и иногда в защиту религиозных истин, оспариваемых современниками. Произнесение проповедей и выступление в защиту истины вызывалось стремлением найти истину в вопросах, соприкасающихся с религией, в которых я предоставлял доказательства учения православно-христианского по этим вопросам... Иногда выступал в проповеди против безбожия. Ответы епископа вызывали, по-видимому, недоумение у следователя, и на следующий день после допроса Владыка написал пояснение: Вопросами, оспариваемыми современниками, я назвал в своих показаниях вопросы христианской апологетики, а именно: о конечности мира, происхождение человека через творение его Богом, об исторической действительности христианства, о бессмертии души. А вопросами, соприкасающимися с религией, я назвал научные теории, касающиеся перечисленных выше истин религии. Целью, с которой я говорил такие проповеди, было найти истину в научных теориях и доказать пасомым правильность православно-христианского вероучения в этих вопросах. Вопросов политической, общественной и социальной жизни я в своих проповедях не касаюсь. В тюрьме Владыке обещали свободу, если он перестанет говорить проповеди. Он не согласился. Я поставлен проповедовать и не могу отказаться, - сказал епископ. Следователи били его и пугали, на все святитель отвечал спокойно и кротко: Тело мое в вашей власти, и вы можете делать с ним, что хотите, но душу свою я вам не отдам. Он был помещен в камеру к священникам. Истинный молитвенник и подвижник, он и здесь подолгу молился, понуждая к истовой и неленостной молитве и насельников камеры, многие из которых, попав в тесные обстоятельства тюрьмы ГПУ, начали уже унывать. После ареста епископа его сестра Елизавета ездила в Москву к прокурору Вышинскому - хлопотать о брате, чтобы его или освободили, или отправили в ссылку за свой счет, так как у него больное сердце. Вы не по адресу обратились, - отвечал Вышинский, - вам нужно обратиться в Красный Крест. Что касается заключения, то владыка Александр арестован за проповеди и будет отправлен на три года в Соловки.
11 января 1929 г. следствие было закончено. Епископа обвинили в том, что он как идейный противник Советской власти, путем произнесения проповедей с антисоветским уклоном, прививал свои контрреволюционные убеждения населению и в единоличных беседах вел откровенную антисоветскую пропаганду на темы ''о бесчинстве коммунистов-безбожников''... Имея преданных ему монахов и монахинь ... давал им указания, как бороться с безбожниками ... рассылал их по селам и деревням как миссионеров, не останавливаясь перед открытой борьбой с культурными учреждениями государства. (Имеются в виду его блистательные выступления на диспутах против невежественных безбожных лекторов). ...Руководствуясь положением об органах ОГПУ в части административных высылок и заключения в концлагерь, утвержденного ВЦИКом от 28/III-24 г. и объявленного в приказе ОГПУ за № 172 от 2/IV-24 г. ... дело ... передать в Особое Совещание ... для вынесения приговора во внесудебном порядке.... 26 апреля 1929 г. Особое Совещание приговорило епископа к трем годам заключения в концлагерь, которое он должен был отбывать в соответствии с приказом по ОГПУ относительно места содержания духовенства - на Соловках. В Соловецком лагере епископ работал сначала сторожем, а затем бухгалтером. Когда закончился срок заключения, власти не пустили его в Нижегородскую епархию, и митрополит Сергий 31 декабря 1931 г. назначил его епископом Волховским, викарием Орловской епархии, 27 июля 1932 г. епископ Александр получил назначение на Орловскую кафедру. 3 января 1934 г. митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа. Церковь в то время подвергалась беспощадным гонениям, православных арестовывали и расстреливали. Посещать храмы становилось опасным. Страх быть арестованным все больше и больше охватывал людей. Церкви пустели. И Владыка стал безбоязненно проповедовать. Слушая его вдохновенные проповеди, видя его подвижническую жизнь нестяжателя и молитвенника, люди переставали бояться и возвращались в Церковь, и храмы в Орле снова стали наполняться народом. Власти, видя возрождение религиозной жизни в городе, стали применять меры к изгнанию любимого народом архипастыря. В 1936 г. многие епархиальные архиереи лишились регистрации и были вынуждены покидать свои епархии. По-видимому, лишен был регистрации и архиепископ Александр. Владыка уехал в Нижегородскую область и поселился в селе Семеновском. В сентябре 1936 г. митрополит Сергий назначил архиепископа Александра на Семипалатинскую кафедру. Получив назначение, он сразу отправился в Семипалатинск.
Повсюду шли аресты. Сестра Елизавета писала ему в Семипалатинск: Уйди на покой, приезжай ко мне в Лысково, пересидишь. Как бы я вас ни любил, - отвечал Владыка, - но я не для того взял посох, чтобы его оставить. В августе 1937 г. архиепископ Александр был арестован. Он в последний раз благословил своих духовных детей, свидетелей ареста. Следствие в те годы было пыточное, и многие ради избавления от страданий давали любые показания. Владыка держался мужественно, не соглашаясь и не подписывая ни одного из навязываемых ему обвинений. Его обвиняли в шпионаже и в контрреволюционной агитации - архиепископ решительно все отвергал. Спрашивали о знакомых, он отказался их назвать. 28 октября 1937 г. тройка УНКВД по Восточно-Казахстанской области приговорила Владыку к расстрелу. Архиепископ Александр был расстрелян через два дня, 30 октября 1937 г. Погребен он был в общей могиле, и место погребения остается до сего дня неизвестным.