МенюИконыО нас
Календарь
Месяцеслов
Праздники
Покровитель
Соборы святых
Святые на всякую потребу
Словарь терминов

Александр Пересвет, воин, преподобный

Заказать икону святого
Дни празднования в 2024 году:

Смотреть иконы святого Александра

Молитвы

Тропарь. Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе), Радонежским

глас 1

 

Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии, 
Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, 
Сергия игумена благодатные наследницы, 
Куликовской брани ратницы духовнии. 
Вы бо змия агарянскаго победисте, / 
но и нас своим заступлением не остависте. / 
Телами в храме Рождества Богородицы почиваете, / 
душею в превышнем селении пребываете. / 
Молите за весь род русский православный, 
преподобнии сродницы наши.

 

Кондак Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе), Радонежским

глас 7

 

На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.

 

Житие

Александр Радонежский, в миру Пересвет, был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр.

18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух воинов братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им вместо тленного оружия нетленное крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя. Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство.

По дороге на битву Александр-Пересвет остановился в келлии отшельника, жившего на месте будущего Димитриевского монастыря. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева. С тех пор посох сделался местной реликвией.

В день Рождества Пресвятой Богородицы перед началом Куликовской битвы Александр Пересвет принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. Ничейный исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы.

Тело преподобного Александра-Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы на старом Симонове. Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби.

Подвиг святого Александра-Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве древнейший известный рассказ О побоище, иже на Дону, а также летописная Повесть о Куликовской битве сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в Сказании о Мамаевом побоище. Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.

Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша. В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в Описание о российских святых. В 1896 году их имена были помещены также в Троицком патерике (в числе учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных).

Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в палатке каменной под колокольней. После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом.

Хранившийся алтаре собора Скопинского Димитриевского монастыря посох святого был в XIX веке урезан, а в XX веке изъят и передан исторической экспозиции Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника. Нательный крест Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева.

В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода Динамо. Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году по инициативе известного художника П.Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано. В 2006 году храму был передан посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея.

В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) 7 сентября. В 2000 году в честь святого был назван город.