Александр (Дагаев), пресвитер, священномученик (1920)
Житие
Протоиерей Александр Дагаев родился в 1862 году в городе Бийске в семье протоиерея Владимира Дагаева. В дореволюционное время довольно распространённым явлением были династии священников. Неизменно принимая участие в богослужениях, совершаемых отцом, помогая ему в качестве пономаря-алтарника, уже с юных лет Александр проникся церковной атмосферой. Жажда духовного совершенствования и служения Богу привела юношу в стены Томской духовной семинарии.
Здесь, изучая основы Православия, богословие, церковную историю, философию, риторику и другие дисциплины, Александр получал знания и навыки, которые необходимы каждому пастырю Церкви Христовой. Учебный процесс Семинарии всегда неразрывно связан с молитвой и богослужением. Более того, изначально имеющая миссионерскую направленность, Томская семинария вкладывала в сердца своих воспитанников семена ревностного служения: пламенного горения на ниве народного просвещения.
Духовная жизнь и возрастание студента Дагаева формировались под влиянием многих духоносных личностей, которые в то время находились в Томске. Прежде всего, это правящий епископ Томский и Семипалатинский Владимир (Петров). Отличавшийся высокодуховной жизнью, молитвенностью, начитанностью в духовной святоотеческой литературе, он не оставил своего подвижничества и будучи архиереем. Образ владыки Владимира глубоко запечатлелся в сердце юного студента Дагаева.
В те годы многие воспитанники окормлялись и пользовались духовными наставлениями старейшего насельника Томского Богородице-Алексиевского мужского монастыря иеромонаха Наума. Пожалуй, не было ни одного благочестивого томича, который не знал бы этого старца, не приходил хотя бы раз в своей жизни к нему за духовным советом. Современники отмечали такие его духовные качества, как особую любовь к ближним, беззлобие, смирение. Для каждого приходящего к нему, старец находил место в своём сердце. Среди других воспитанников Семинарии к нему за духовными наставлениями приходил и Александр. Студент Дагаев выпустился из Томской Духовной семинарии как раз в год кончины этого старца, почившего в Бозе в возрасте 80 лет.
В 1884 году в газете Томские Епархиальные ведомости был опубликован разрядный список воспитанников Семинарии. Среди выпускников, учащихся последнего курса перечисляется и А. Дагаев, причём он упомянут среди немногих других, удостоенных высшего звания Студент. Это звание давалось далеко не всем выпускникам, что говорит о способностях Александра, его хорошей учёбе, прилежании и старании в познании премудрости Божией.
В 1884 году, успешно закончив обучение в Томской Духовной семинарии, Александр Дагаев повенчался с девицей Степанидой Дробининой из семьи знатного Бийского купца Алексея Дробинина. И в том же году Александр был рукоположен в священный сан.
Семинарское образование позволяло отцу Александру успешно преподавать Закон Божий в Усть-каменогорских мужской и женской гимназиях. Как свет не в состоянии замыкаться в самом себе, но освящает всех, так и знания, почерпнутые им в стенах Томской духовной школы, в изобилии изливались на всех соприкасавшихся с ним.
С 1892 года протоиерей Александр становится настоятелем Покровского собора града Усть-Каменогорского и благочинным церквей Змеиногорского уезда.
Труды отца Александра на благо Церкви и Отечества были отмечены многими императорскими наградами. Но, конечно же, не земные почести и награды занимали ум и сердце этого ревностного пастыря Божия. Жертвенное служение и бескорыстное душепопечение ищет совсем другого Христа и Его вечной правды. Об этом и свидетельствовала вся жизнь и мученическая кончина протоиерея Александра Дагаева.
В период, начавшийся октябрьским переворотом 1917 года, отец Александр твердо и бескомпромиссно отстаивал Православную веру. В начале 1920 года в Усть-Каменогорск вошли регулярные части Красной Армии. В народе начались аресты и расправы без суда и следствия. Одним из арестованных был протоиерей Александр Дагаев. Он не устраивал Советскую власть из-за своей кротости, миролюбия и призывов к покаянию. С амвона он призывал соблюдать христианские заповеди при любой власти. Проповеди благочестивого и бесстрашного священника оказывали большое нравственное и духовное воздействие на народ. Его храм всегда был полон теми, кто приходил услышать из его уст слово правды. Не только из города, но и из окрестных деревень тянулись к нему православные.
Этого не могла терпеть богоборческая власть. 10 января 1920 года к отцу Александру в дом пришли вооружённые люди. Время было обеденное, батюшка сидел за трапезой в окружении своей семьи. Пришедшие потребовали от него пройти с ними. Отец Александр подчинился приказу. Его увезли в Сакенькин лог, близ города Усть-Каменогорска и изрубили шашками... Пальцы усеченной десницы отца Александра были сложены для священнического благословения.