Владимирская Богоматерь
Икона Богоматери Владимирской является древнейшей на Руси. Она была написана в Византии в 12 веке. В ту эпоху византийское искусство было на пике своего расцвета. В сюжете Богоматерь держит на руках младенца Иисуса, прильнувшего к Её щеке. Её лицо выражает печаль и скорбь, словно Она уже знает о грядущих страданиях Сына.
С этой иконой связано огромное количество чудес. Самое известное породило праздник Сретения. В 1395 году, во времена татаро-монгольского ига, хан Тамерлан был на подходе к Москве. Чудотворная икона находилась во Владимире. По настоянию князя Василия Дмитриевича и митрополита Киприана икону понесли с крестным ходом в столицу. Огромное количество народа стояло по обеим сторонам дороги на коленях, и молило Богородицу о спасении земли Русской. Тамерлан в это время спал и видел сон, как с горы сошла Величавая Жена, и повелела ему оставить замыслы о захвате русских земель. После этого хан со своим громадным войском отошел обратно.
В русской иконописи существовал еще один извод этой иконы, написанный Андреем Рублевым. После перенесения древней иконы в Москву, её реставрировали и вообще не хотели отдавать обратно во Владимир. Столица предложила список, который и написал Рублев. Копия Владимирского образа Божией Матери заметно отличается от оригинала. Изображение представляет собой несколько укороченный вариант с изменением пропорций. Богородица смотрит не на зрителя, а в сторону, что производит впечатление погруженности в себя. Она будто сосредоточена на внутреннем мире, вдали от мирской суеты.
Список же для Владимира должны были написать сразу после нападения татар на город в 1410 году, когда древнейший оригинал, отправленный на реставрацию в Москву, необходимо было замещать в иконостасе владимирского Успенского собора. С какой же иконы выполнялась рублёвская копия из Владимира?
Был проведен приборно-технологический анализ двух списков Владимирской иконы. Результаты анализа, а также особенности иконографического решения, которые ранее отмечали историки искусства, позволяют с основанием считать, что вероятным образцом для владимирской (Рублёва) копии послужил список из Московского Кремля, а не потемневший от времени, пострадавший в 1410 году, с ободранным окладом древний оригинал, реставрация которого требовала значительного времени.
Две иконы Владимирской Божией Матери. Две святыни. Такие разные, неповторимые. Однако же обе молебные, и обе прекрасные.