Рукописная икона
Начиная с самой первой иконы – образа Пресвятой Богородицы – иконы писались на
досках красками. Ее образ написал апостол и евангелист Лука, которого Церковь
чтит как первого иконописца. Вообще об иконописцах история донесла до нас
совсем немного. Их имена в основном оставались неизвестными, ведь икона никогда
не подписывалась. Этот труд посвящался Богу и принадлежал Церкви. Но во все
времена люди знали и ценили хороших мастеров, так как заказывая икону,
стремились принести Богу в дар самое лучшее.
На Руси иконы появились в Х веке одновременно с принятием Православия. Сначала
иконы писались византийскими мастерами, которые постепенно стали обучать и
местных художников. Как правило это были монахи, которые работали артелями
при монастырях. Попав на Русскую землю икона вскоре расцветает здесь новыми
красками, приобретая чисто местный, русский характер и к XV веку мы уже можем
говорить о расцвете русской иконописи. К XVI веку появляются мастера из мирян,
которые работают семейными артелями. Были мастерские и при царском дворе – c
XVII века при Оружейной палате появляется Иконописная палата. Работающие там
мастера, так называемые царские изографы, высоко чтутся по всей Руси.
Качество и содержание иконы всегда контролировалось Церковью в лице епископа.
Он следил за духовной жизнью иконописцев и каноничностью их работ, чтобы в
иконах не появлялось ничего личностного, придуманного.
В наше время, к сожалению, никакого контроля над художниками-иконописцами
нет. Сейчас существует множество мастерских и художников, занимающихся
написанием икон совершенно бесконтрольно и не всегда умело. Следование
церковным канонам стало частным делом совести каждого художника. Поэтому
обращаясь в иконописную мастерскую всегда стоит поинтересоваться есть ли у нее
благословение на иконописный труд, как чтутся в мастерской древние традиции,
учились ли мастера иконописи в специальных учебных заведениях, или осваивали
технику сами.
Рукописная икона, какого бы размера она ни была – это всегда серьезный труд и
молитва. Икона пишется с душой, художник вкладывает в нее не только свое
мастерство, но и душевные силы. Поэтому очень важно, чтобы иконописец был
глубоко верующим человеком. Важно и следование художником древней
технологии. Качество иконы закладывается уже на уровне выполнения доски. Доска
из древесины липы должны быть правильно подготовлена и загрунтована.
Специальный грунт – левкас должен быть выполнен и нанесен строго по рецепту,
иначе на позолоте и красочном слое появятся нежелательные трещины. Краски для
иконы приготовляются художником вручную. Это натуральные минералы –
пигменты, перетертые на яичной эмульсии. После написания икона просушивается
и покрывается защитным слоем – олифой или лаком.
В наше время появилось большое количество печатных икон, выполненных в
разных техниках, таких, как например, шелкография. Причем простому верующему
порой стало трудно отличить где настоящая икона, а где печать.
Икона, написанная художником красками на доске, несомненно отличается от
печатной иконы, какого бы качества и на чем не была бы выполнена эта печать.
Ведь во-первых это труд, выполненный руками и сердцем. Во-вторых, рукописная
икона всегда будет уникальной и неповторимой, так как несет в себе
художественные особенности, даже если является копией с древней иконы. И,
наконец, в третьих, рукописные иконы выполняются по древним технологиям,
проверенным веками, а срок жизни современных печатных икон остается
неизвестным.
Кроме всего этого, огромный плюс рукописной иконы в том, что делая заказ в
мастерской, вы всегда можете обсудить с художником все детали работы, начиная с
размера и кончая художественными подробностями. Настоящий мастер-иконописец
всегда сможет объяснить вам где будут уместны ваши пожелания, а где они будут
выходить за рамки канона, так что созданный совершенно новый образ будет
полностью каноничным.