Главное менюКатегорииКаталог статей

Первый иконописец

История редко доносит до нас имена иконописцев. Мы знаем о них из летописей, или
монастырских патериков. Зачастую авторство устанавливалось по храмовым
описаниям, где могло быть указано кто написал данную икону, но чаще
искусствоведы устанавливают принадлежность иконы кисти того или иного
иконописца по стилю.

3574


Почему же искусство церковное в основе своей анонимно? Все очень просто, ответ
кроется в самом названии. Ведь это искусство так и называется – церковным,
потому, что принадлежит всей Церкви в целом, а значит – Самому Богу. Иконописец
передает через образ учение и опыт всей Церкви, поэтому в икону не может быть
привнесено ничего личностного. Икону даже называют «богословием в красках», так
как она несет в себе учение о Боге.


Однако, не смотря на то, что икона появляется уже в первые века христианства,
прежде чем занять свое почетное место в богословии она перенесла несколько
этапов гонений, которые заставили Церковь выработать четкую догматику
иконопочитания.


Предание говорит, что самой первой иконой стал плат, которым Спаситель,
омывшись, вытер Свое лицо, после чего не нем остался отпечаток Его Пречистого
Лика. Таким образом Христос Сам пожелал, чтобы Его облик был сохранен людьми
для почитания. Этот плат называется Нерукотворным образом и часто
воспроизводится на иконах.

спасс нерукотворный


Первым иконописцем, написавшим икону на деревянной доске стал апостол и
евангелист Лука. Это был человек обладающий множеством талантов, в том числе
литературным, медицинским (в Евангелии он назван врачом)и художественным.
Именно Евангелие от Луки доносит до нас события, связанные с детством
Спасителя, которые он мог услышать только от Его Пречистой Матери лично.
Например, в отличие от других евангелистов, он более подробно пишет о
Благовещении и Рождестве Христовом, передает нам Песнь Богородицы «Величит
Душа Моя Господа», благодаря ему мы узнаем о Сретении и Обрезании Спасителя.
Очевидно, что он близко общался с Пресвятой Девой и неудивительно, что из всех
написанных им икон большинство именно Богородичных.


Тот факт, что евангелист был художником являлся общеизвестным, на это
ссылается ряд древних историков, особенно часто он приводится в полемике с
иконоборцами в VIII веке. Предание говорит, что еще при жизни Пресвятой Девы
апостол Лука написал несколько Ее икон для христиан отдаленных церквей,
любивших и почитавших Богородицу, которые пожелали иметь у себя Ее
изображение. Апостол изобразил Богородицу не так, как видел в данный момент, а
по Божьему вдохновению изобразил Ее с Младенцем Христом на руках. Увидев эти
образы, Пресвятая Дева произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать
Рождшагося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет».


Какие именно это были иконы – трудно ответить однозначно, ведь кисти апостола в
разные времена приписывалось от 20 и более икон. Однако, Церковные историки
считают, что апостолом были написаны лишь три образа, легшие потом в основу
всей иконографии Богородицы. В «Сказании о трех иконах, написанных Апостолом
Лукой» 1422 года, рассказывается о том, как они были написаны под руководством
самого Архангела Гавриила. Так или иначе, все чтимые иконы Богородицы являются
списками с тех первых икон кисти апостола Луки и имеют один общий корень и
благословение Пречистой Девы. Слова, произнесенные Ею до сих пор исполняются в
Церкви. Мы видим множество чудотворных икон, через которые Она и по сей день
изливает на нас Свою благодать и милость.

Апостол Лука написал также икону первоверховных апостолов Петра и Павла. Лука-
иконописец почитается Церковью как покровитель всех мастеров церковного искусства.