О святой воде
Святая вода – это святыня Православной Церкви, которую ничто не может
заменить. Это соединение небесной благодати Божией и вещества – воды. Она имеет
самое широкое применение в христианской жизни. Можно так сказать, что с нее
начинается и ею заканчивается жизнь христианина: в ней крестят новообращенных
христиан (или младенцев). В этом таинстве человек омывается от первородного
греха и очищенным вступает в ряды христовых учеников. Ею кропят гроб с
умершим, опуская в могилу. Ею освящают храмы и жилища христиан, кресты и
иконы, свечи и священнические облачения, а также многое другое. Ее пьют
верующие во исцеление души и тела, ею освящается все и вся, ибо через нее
подается Божия благодать верующим.
Раз в году на Крещение Господне совершается чин Великого освящения воды. Эта
вода называется Великой Агиасмой, или крещенской (богоявленской) водой.
Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует о том, что взятая на праздник Крещение
святая вода не портится, а остается свежа и приятна на протяжении нескольких лет,
что мы можем наблюдать и сегодня. Вода также обладает свойством отгонять
нечистую силу, как сказано в молитве на освящение воды: «О е́же бы́ти воде́ сей
цели́тельной душ и теле́с и вся́кия сопроти́вныя си́лы отгна́тельной». В царское
время святой водой проверяли людей с психическими расстройствами, предлагая
выпить из двух стаканов, один из которых был со святой водой. Человек,
одержимый духом зла как правило не мог спокойно прикоснуться к стакану со
Святой водой, и тут медицина была бессильна.
Этот простой пример показывает насколько святая вода действенна
чудодейственна, что тяжело поддаются научному объяснению, как бы ни пытались
это исследовать современные ученые. Все это происходит не каким-то магическим
образом, а лишь потому, что на ней пребывает благодать Святого Духа,
изливающаяся от Бога в момент освящения. Именно благодать, подающаяся через
священническое благословение и молитвы, делает воду святой.
Святитель Феофан Затворник подчеркивал, что благодать от святой воды, мощей и
даже Святых Христовых Таин, имеет силу лишь для достойных этой благодати
людей. Без добрых дел, покаяния и смирения, человека не спасет никакая благодать,
ведь она не талисман или лекарство, неизменно действующее на всех.
Святитель Лука Крымский советовал пить святую воду как можно чаще, называя ее
самым действенным лекарством, и прибавлял: «Это говорю не только, как
священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине».
Как правильно пить святую воду?
Существуют определенные благочестивые традиции, предписывающие как
правильно пить святую воду, но надо сказать, что четких церковных правил по
этому вопросу не установлено. Есть традиция пить святую воду натощак, но
Типикон в 48 главе говорит о том, что неразумно лишать себя святой воды из-за
того, что вы уже приняли какую-то пищу до этого. Одним словом, Церковь не
запрещает пить святую воду в любое время суток.
Есть также специальная молитва перед принятием святой воды:
Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в
мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во
здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по
безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех
святы́х Твои́х. Ами́нь.