Мастерица иконописи
Православие неотделимо от иконы. Икона у право-славных - непременная принадлежность не только хра-ма, но и жилого дома, иконы обычно располагались в красном углу, это место называлось божницей, в иных местностях - божинкой. Каждый, пришедший в дом, сразу видел божницу, сначала крестился на иконы, а уж потом - здоровался с хозяином.
Что же такое иона, почему она так почитаема на Руси? Григорий Великий назвал икону "Библией для неграмотных", что не совсем верно, нельзя поставить земную красоту, запечатленную на доске или на холсте, выше Истины Небесной. Икона - окно в горний мир, стремлением к Небесному и объясняется благоговейное отношение к иконе на Руси.
В далекие от нас времена во всей Вселенской Православной Церкви было обычным иконопочитание, но с 1054 года Римская кафедра отпала от Православия и постепенно католики утратили духовную высоту иконы, а протестантизм и вовсе отверг иконы, но память об утраченном сохранилась. Представители мусульманства, буддизма, религий Индостана вообще равнодушны к иконам. Для людей православных ико-на раскрывает горний мир, он - распахнут перед нами, мы предстоим перед нею. Наши дети, впервые взяв карандаш, изображают на бумаге "картины",' с обратной перспективой, как на иконах. Это - проявление божественной души человека. Еще Тертуллиан в III веке сказал: "Каждая душа от рождения - христианка". Однако взрослые быстро приучают ребенка к привычному реализму, а точнее - опускают душу ре-бенка от Небесного к земному, хотя именно дети подтверждают первичность для людей Небесного изображения, Небесного миросозерцания, что и оста-вили нам высочайшие иконописцы Древней Руси.
Обо всем этом мы долго беседовали в иконопис-ной мастерской Екатерины Борисовны Ильинской. Она пришла к иконописи довольно давно, еще в 1980 году. Тяга к иконам, как неосознаваемая тяга к Небесному, была сильна, гонения на Церковь, насаждаемый искаженный взгляд на иконы не смог заглушить в народе стремления к вере: потянулись люди к мастерице иконописи с заказами на иконы для своего жи-лища. Екатерина Борисовна рассказывала всем жела-ющим о традиционном отношении к иконе и после этого принимала заказ, чаще других люди просили Господню икону, которую дал нам Сам Христос: Господь приложил убрус (полотенце) к Святому Лику, и на убрусе отразился Лик Спасителя. Если икона Спаса Нерукотворного у нас в доме, то сам Господь входит к нам, мы чувствуем Его взгляд, под Его строгим взглядом становимся тише, смиреннее, в доме меньше ссор.
На Руси больше всего икон посвящено Богородице. Уже просто названия икон передают особое почитание Пречистой Приснодевы и Богоматери: "Взыскание погибших", "Всех скорбящих Радость", "В скорбях и печалях Утешение", "Домостроительница", "Живоносный Источник", "Звезда Пресветлая", "Избавительница", "Ключ разумения", "Милостивая", "Милующая", "Недремлющее око", "Не рыдай Мене, Мати", "Нечаянная Радость", "Неувядаемый цвет", "О, вспетая Мати", "О Тебе радуется", "Отрада", "Призри на смирение", "Скорая Услышательница", "Скоропослушница", "Спательница утопающих", "Споручница грешных", "Спорительница хлебов", "Умягчение злых сердец", "Утешительница скорбящих", "Целительница"... Право, даже прочтение этого кратчайшего списка даст душе утешение, а в трудных случаях - желание обратиться с молитвою к великой нашей Заступнице.
Русский публицист и духовный писатель Е. Поселянин (настоящее имя Евгений Николаевич Погожев, он в 1931 году расстрелян большевиками), долгое время занимался сбором сведений о Бого-родичных иконах, в 1913 году он выпустил подроб-ное описание известных ему икон Божией Матери, по названиям их насчитывалось более восьмисот, учи-тывались и чудотворные списки с почитаемых икон, и были они как бы самостоятельными иконами образа Пречистой Девы. Только чудотворных икон "Божией Матери Владимирской" было, по сведениям Е. Посе-лянина, 16 списков с древнего оригинала, и каждая была чудотворной: "Волынская", "Заоникеевская", "Оранская"... Дни почитания у этих чудотворных списков не совпадали с днями почитания древнего оригинала, а вспоминалось чудотворение по молитвам к списку иконы, например, "Красногорская Владимирская" почиталась 13 августа, "Ростовская" - 15 августа, "Селигерская" - 26 мая, "Нерехская Влади-мирская икона Божией Матери" - 2 мая... Е. Поселя-нин заканчивал этот перечень чудотворных списков иконы Божией Матери частым окончанием в перечне икон: "и другие неизвестные чудотворные списки". Сколько их? Кто знает...
Конечно, в каждом доме была одна, а то и несколь-ко икон Божией Матери, одна из Богородичных икон была особо почитаемой в семье. В дом заказывали и семейные иконы. Екатерина Борисовна показывает ' одну такую икону, в центре - образ Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость", а вокруг те святые, что являются покровителями рода сего: по именам, живущих в доме сем. Ближе всех - святые, главы дома и его супруги, все обращены к Богородице в молитве о благоденствии рода. Родился в семье ребенок, родите-ли измеряют его рост и такого размера заказывают икону, а поэтому и назва-ние ее - мерная икона. Если день рождения со-впадает с днем празднова-ния какой-либо чтимой иконы Божией Матери, то пишется эта икона, например, "Скорая Услышательница". На полях пи-шется с одной стороны святой по дню рождения младенца и тезоименитый святой этого младенца, а на другой стороне - Ангел Хранитель. Первое время такую икону разме-щали над люлькой с младенцем.
При венчании, пары заказывали венчальную икону, здесь тоже были свои традиции. Как двадцать лет назад, так и сейчас Екатерине Борисовне приходится все это заказчикам рассказывать, многие люди и сейчас знают о Православии не более, чем все мы знали четверть века назад, но раз люди пришли с заказом написать иконы в дом, то это - благодарные слушатели, все воспринимают серьезно, часто - записывают, чтобы дома заново обсудить предполагаемый заказ. Принимает Ильинская заказы на реставрацию, здесь Екатерине Борисовне самой уже не справиться, помогают ученики.
В мастерской Екатерины Ильинской краски изго-тавливаются самими мастерами, используются природные глины: охры, умбры, сиены; а также камни: малахит, лазурит, киноварь, гематит и другие. Камни тщательно перетираются, сначала в керамической ступке, затем - на стекле, работа долгая и кропотливая, но для иконописцев всех времен - неизбежная. Как связующий материал используется яичный желток.
На написание иконы прежде испрашивалось благословение духовника. Сейчас заказчики требуют икону через месяц-два, поэтому приходится работать не только с высочайшим качеством, но и достаточно быстро.
Долгое время Екатерина Борисовна работала совсем одна, в начале 1990-х годов стала искать помеще-ние побольше и помощников, нужно было найти организацию, которая взяла бы мастерскую под свое попечительство. Эти трудности привели мастерицу не к бойкому, настойчивому стилю общения, а к смиренности - светские чиновники к такому обращению не привыкли, они легче выполняли просьбы, чем можно было ожидать.
"Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать" - эти слова из Евангелия стали зримы в плодах деятельности Екатерины Ильинской. Сейчас ее мастерская работает при факультете Церковного искусства Издательского Совета Московской Патриархии. Здесь будущие мастера иконописи получают высшее образование по утвержденной программе, причем выпускники получают сразу два дипло-ма: иконописца (церковного образ-ца) и искусствоведа (гражданского образца). Такую программу с немалыми трудностями утверждали в Издательском Совете и в государственных ведомствах.
Кроме обязательных для каждого вуза общих предметов, студентам преподается история и традиции ико-нописи, цвет иконописного образа, композиция иконы, роспись храма. Сначала студенты копируют иконы в мастерской, затем в соборах Московского Кремля, где студенты постигают мастерство знаменитых иконописцев - лучшая школа восстановления древних традиций иконописи. Студенты также участвуют в разработке проекта росписи часовни Просветителей Российских, той, что находится на территории Издательского Совета.
Пока на факультете не-много студентов, часть из них учится на дневном отделении, другие - на вечернем подго-товительном. Разными путя-ми пришли они к намерению стать мастерами иконописи, а объединяет их трудный путь из светской жизни в Церковь. Разговариваю со студентом, который из скромности на-звал только свое имя - Кирилл.
Кириллу не приходилось преодолевать безбожное про-шлое, у него такового просто не было, он - сын верующих родителей. В их роду были и мученики, пострадавшие за Христа, несколько родствен-ников, казаков Войска Донского, погибли в лагерях, так как твердо отказались вступить в колхоз, прадед Кирил-ла Иван Иванович был хорунжим, он прошел все круги ла-герного ада, освободился только в 1953 году, сломленный физически каторжной работой, остался все таким же несгибаемым христианином. Иван Иванович был и после лагерей странноприимником: в доме постоянно бывали священники и гонимые миряне. Кирилл достает любительскую фотографию: пра-дед, его брат, а между ними - священник в подрясни-ке. На обратной стороне лиловыми чернилами указаны обстоятельства съемки этой фотографии и дата - 1953 год, в те годы хранить фотографию священника было рискованно, а уж тем более принимать его дома.
До 7 лет Кирилл ходил в церковь с родителями, а с первой исповеди - уже самостоятельно. В школьные годы он готовился стать историком, "учился и в художественной студии. Некоторые работы относил "на аттестацию" своему духовнику, батюшка внимательно следил за развитием своего духовного сына. К старшим классам у Кирилла окрепло намерение стать именно историком, он об-ратился за благословением к своему духовнику, но тот благословил поступать на факультет церковного искусства. Не согласиться нельзя! "Идти против благословения духовника - идти против Бога". И вот в приходс-ком храме, который ни на день не закрывался и в годы гонений, начались реставрационные работы, вдруг открылась душе (глазами-то и раньше видел, теперь открылись духовные очи) вся неземная красота росписей храма, появи-лась жажда заниматься именно иконописью, да и духов-ник сказал: иконописцы сейчас Церкви нужнее историков, открываются тысячи хра-мов, столько нужно икон! Да и в каждый дом нужны иконы.
Кирилл всей душой отдается учебе, но не забыл и об истории. Он достал разрешение на работу в архивах и думает заняться историей своих предков. Чтобы сохранить традиции древней иконописи, нужно работать со старыми иконами, делать их прориси, затем писать эти иконы в древней технике - это и есть особый вид научной работы, который приводит к реально-му возрождению древних икон.
Сейчас мастерская имеет немалый архив этих прорисей. В поисках, казалось бы, навсег-да утраченных древних икон удалось обнаружить утерян-ную было икону Божией Ма-тери Тотемо-Суморинской: святой Феодосии из монастыря в городе Тотьме молится перед "Тотемской иконой Божией Матери". Для восстанов-ления по небольшому изобра-жению собственно Тотемской иконы необходим был долгий кропотливый труд. В Ильинской иконописной мастерской проведена тщательная работа, сейчас икона Божией Матери Тотемо-Суморинской написана - наша иконография приобрела еще одну древнюю икону.
Авенир СЕДОВ