Иконопись - наша духовная культура
В России в годы безбожия древняя иконописная традиция оказалась на грани исчезновения. Но рядом с нами есть люди, которые посвящают жизнь ее возрождению. Вы найдете их в иконописной школе-мастерской святого пророка Илии, которая уже два года существует при нашем университете. Ее основательница и pуководительница Екатерина Борисовна Ильинская, ответила на несколько вопросов нашему корреспонденту.
- Екатерина Борисовна, что Вас привело к иконописи?
- Иконопись - это высшее из искусств, и овладеть им всегда было моей мечтой. Рисовала я с детства, а когда в 15 лет начала ходить в храм, решила научиться писать традиционные образы. Я училась во времена, когда иконопись была запрещена, никаких специальных школ и курсов не существовало, и знания передавались от учителя к ученику. Я писала иконы для храма, занималась реставрацией - более 500 икон было мной отреставрировано, делала их фотографии, скопила за это время замечательный архив. На его основе скоро будет создана библиотека.
- Вы занимаетесь и исследовательской работой?
- Да, у меня широкий круг деятельности. Поскольку специальной учебной программы нет, я работаю над составлением пособий, которые действуют только в нашей школе. По моей инициативе с благословения отца Иоанна при отделе религиозного образования и катехизации был создан центр иконописи "Знамение". Сюда съезжаются иконописцы со всей России, пользуются нашей библиотечкой, которая хоть и небольшая, но емкая и продолжает расти. Каждый месяц, как бы в продолжение Рождественских Чтений, проводятся круглые столы, периодически организуются выставки. Духовно нас окормляет отец Иоанн.
- Как проходят занятия в школе и много ли у Вас учеников?
- В первый год существования школы, когда мы располагались в Высокопетровском монастыре, уроки проходили один раз в неделю, после Литургии. Сейчас студенты занимаются каждый день. Правда, теперь мы переселились в район теплого стана и оказались в отрыве от храма, к которому так привыкли. Отец Иоанн планирует выстроить здесь домовую церковь и пригласить наших студентов расписать иконостас. Во имя кого будет храм пока не известно. У нас изучают иконопись, классический рисунок, живопись, иконографию. Мы касаемся также истории Церкви и литургики. Но пока только в рамках иконографии. С осени этого года на основе нашей школы будет образован факультет церковных искусств, на котором все это будет в виде отдельных предметов. Бывают у нас и выездные лекции, они проходят по выходным. Ребята занимаются копированием в Третьяковской галерее, с которой у нас договор, в музее Андрея Рублева и других музеях Москвы. Учащихся обязательно знакомят с материалами, с которыми им предстоит работать, учат, как изготовить краски и позолоту. У нас обучают технике, в которой писали Андрей Рублев и Дионисий, древним прорисям, построению цвета, потому что каждый цвет имеет свое символическое значение. Желающих у нас учиться много, 2-3 человека на место, к нам приезжают не только из других городов, но даже из-за рубежа, так как у нас высокий уровень преподавания. Иконопись - сложное и кропотливое дело, которому нужно уделять очень много времени. Здесь не требуется специального таланта, а больше нужны усидчивость и желание. В школе мы учим не только кисточкой водить, но видеть и понимать икону. Мир иконы - это мир Православия, где необходимо постоянное духовное совершенствование. Человек, войдя в этот мир, должен продвигаться вверх, здесь не может быть остановок. Всякая остановка - падение вниз.
- То есть, происходит своеобразный отбор?
- Да, причем это отбор свыше, так как у людей возникает множество трудностей, как только они начинают восходить по духовной лестнице. Многие просто не справляются с этим. Но те, кто остается до конца, становятся настоящими иконописцами, и православие открывается для них во всей глубине. На основе пути духовного совершенствование построен наш иконописный курс, и на этом же я хочу основать будущий факультет. Раньше даже существовало особое посвящение в иконописцы, но сейчас этой практики нет. Может быть, мы возродим ее на факультете.
- А с чего начинается создание иконы?
- Я бы сравнила написание иконы со службой в храме. Художнику, пишущему картину, можно заниматься и любой другой деятельностью. А иконописец должен всю жизнь посвятить Богу, как священнослужитель, и постоянно пребывать в молитве. Икона - это наиболее емкое выражение Истины, изображение Божественного мира. Каждый мастер вкладывает в нее свою молитву и откровение. Иконопись умрет, если останется одно слепое копирование. Надо сказать, что в настоящее время культура иконописи утрачена, ее вытеснила типографская продукция. Иконы никогда не были дешевыми, люди подолгу копили на них деньги, ведь икона пишется в среднем, три месяца с использованием дорогих материалов. Но зато такая икона - приобретение на века. Здесь самим людям необходимо почувствовать разницу. Конечно, и бумажная икона бывает чудотворной, но, я считаю, из механически отпечатанного образа уходит жизнь, уходит молитва, теряется литургический смысл иконы. А кроме того, исчезает связь поколений. Раньше ведь существовала традиция - в каждой семье была икона-покровительница. Сейчас этой традиции нет, но я надеюсь, что иконописцев со временем станет больше, и она возвратится. Иконопись - это наша духовная культура, и ее необходимо возрождать.
Беседовала Юлия Булгакова
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ВЕСТНИК № 3. Июнь 2000 года.