Иконография Спасителя
1. Деисус – то есть моление, изображает ходатайство о нас святых перед Богом и является неотъемлемой частью храмового иконостаса. Фигуры предстоящих в молитве Христу святых занимают целый рад, ярус иконостаса, который называется деисусный чин. Первыми по обе стороны от Спасителя изображают Богородицу и Иоанна Предтечу, как самых первых и тёплых ходатаев за нас перед Богом. Далее следуют апостолы, святители, мученики и преподобные. Иногда святые, предстоящие в молении Христу бывают собраны на одном образе, добавляя своих семейных покровителей. Смотреть иконы "Деисус"
2. Иконы Спасителя появились уже в первые века христианства. Самым первым образом стал Нерукотворный образ Иисуса Христа, или Спас на убрусе, который прочно вошел в иконографию Спасителя. Этот образ был дан нам Самим Спасителем, когда Он умылся и отерся полотенцем, на котором отпечаталось Его пречистый Лик. Смотреть иконы "Спас Нерукотворный"
3. Самым распространенным стал иконографический тип «Спас Пантократор», то есть «Вседержитель» – Тот, Кто содержит в руках Своих все концы земли. Этот образ показывает Христа, как правителя мира. В одной руке Он держит Евангелие, либо свиток, а второй благословляет нас. Такое изображение часто помещалось в куполе храмов и в иконостасе справа от Царских врат. Такое изображение Спасителя может быть как ростовым, так и поясным, или оплечным. Смотреть иконы Господа Вседержителя
4. Иконография Спас на престоле – показывает Христа как Царя и восходит к императорскому портрету. Правой рукой Христос благословляет нас, а левой держит Евангелие, которое стоит на колене, часто Ему предстоят ангелы или святые. С пришествием христианства в Византию Христос становится главой как Церковной иерархии, так и земной, государственной. Предстоящие престолу богородица и Предтеча символизируют моление за весь род человеческий. Смотреть иконы "Спас на престоле"
5. Спас в силах – «Седяй в славе не Престоле Божества во облаце легце» – поется в церковном песнопении. Этот иконографический тип известен с XV века и обычно помещался в центре деисусного чина. Христос изображен в золотистых или полностью белых одеждах сидящим на прозрачном престоле. Ноги его стоят на подножии, которое поддерживают крылатые ангелы –«престолы» в виде колец с глазами. Вокруг Христа изображена мандорла – небесная сфера, в которой видны ангелы разных чинов – «силы небесные». Этот образ показывает нам Спасителя, как Небесного Судию, Который придет судить весь мир. Смотреть иконы "Спас в силах"
6. Спас Великий Архиерей – символическое именование Иисуса Христа, основанное на ветхозаветных пророчествах о Христе, как Великом Священнике. В иконописи Великий Архиерей — изображение Христа в архиерейском одеянии, которое встречается как самостоятельно, так и в сочетании с другими символическими изображениями. Спас может быть представлен как на престоле, так и в поясном изображении. Смотреть иконы "Спас Великий Архиерей"
7. Спас Благое Молчание – иконографический тип Иисуса Христа, представленного в ангельском чине. Христос изображается в виде безбородого юноши с крыльями за спиной, в белых одеждах украшенных жемчугом. Руки Его сложены крест-накрест и прижаты к груди как при причастии. Нимб Его подобен восьмиконечной звезде. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Творца-Вседержителя, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Этот сюжет появляется в России в XV веке и восходит к византийской иконографии Ангела Великого Совета. Смотреть иконы "Спас Благое Молчание"
8. Распятие Господа нашего Иисуса Христа может быть литым, резным или изображаться на иконной доске. Крест Господень отображает основу христианского вероучения – искупительные страдания и смерть Богочеловека за весь человеческий род. 27 сентября в честь Креста Господня Церковью был учтановлен отдельный двунадесятый праздник - Воздвижения Честного и Животворящего Креста. «Крест, хранитель всея вселенныя, крест, красота Церкве: крест, царей держава: крест, верных утверждение: крест, ангелов слава, и демонов язва.» Смотреть иконы "Распятие"