МенюИконыО нас

Православная икона

Спаситель, Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча, святой праведный Иаким, святой Иосиф Волоцкий, святая праведная Анна, Святой Сергий Радонежский, святой Савва Освященный. Образ Святой Троицы, Рождество Христово, Прображение, Воскресение, ВознесениеМы ценим православную икону как великое культурное и духовное наследие нашего народа, приобретаем любимые образы, молимся перед ними, радуемся им. Они украшают наш дом и приносят в него мир и Божье благословение. Но понимаем ли мы до конца, что такое икона? Нерукотворный Образ Господа Иисуса ХристаНекоторые считают, что икона - это талисман, который уже одним своим наличием ограждает человека от различных бед. Но это не так. В первую очередь важна вера человека, обращающегося к Богу и святым через данный образ. Важно понимать, что мы обращаемся не к самой иконе, но к ее первообразу, к Тому, кто на ней изображен. Об этом в VIII веке были многочисленные споры, пока на Седьмом Вселенском Соборе был установлен догмат о почитании икон. В этом догмате говорится о том, что следует изображать Господа, Божию Матерь и святых: «... ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней».


Святой преподобный Даниил МосковскийВ переводе с греческого икона (ἰό) означает «образ», «изображение». Первые изображения Спасителя, Богородицы и святых появились еще в I веке на стенах катакомб, когда христианство было гонимо, но при первом христианском императоре Константине Великом Церковь вышла из катакомб и поразила весь мир великолепием храмов, щедро украшенных дорогой мозаикой, прекрасными росписями и иконами. Первые иконы появились уже в IV-V веке и были выполнены в технике энкаустики – восковыми красками, однако самые древние иконы сохранившиеся до нашего времени, датируются VI веком. Позднее энкаустику заменила яичная темпера - натуральный пигмент перетертый с желтком. Это очень крепкое соединение, которое с годами становится лишь прочнее. Так писали иконы на Руси и сейчас наша мастерская продолжает эту традицию. Икона – это литургический предмет, то есть используемый в богослужении. Раньше идею и разработку образа брало на себя духовенство, а художники воплощали их замысел в красках. Благодаря такому совместному труду были выработаны каноны, по которым пишутся иконы и по сей день. Таким образом, икона является не просто авторской работой, но совместным трудом, опытом всей Церкви и никогда не подписывается. На протяжении веков эстетические вкусы людей менялись, но духовное содержание иконы оставалось неизменным. Из истории мы видим, что икона всегда сопутствовала людям на протяжении всей жизни от купели крещения до самой смерти. Когда человек рождался, писалась именная икона, а для детей знатного рода - мерная (в рост новорожденного), на которой изображался небесный покровитель младенца. В собрании музеев Московского Кремля мы видим несколько мерных или «родимых» икон русских царей, самая древняя из которых Иоанн Лествичник - мерная икона старшего сына Ивана Грозного.

Семейная икона. Святой Александр Невский, святой Архистратиг Михаил, святая Мария Египетская, святой Ангел Хранитель, святой Сергий РадонежскийПозже, когда человек взрослел и приходил в сознательный возраст, у него появлялись свои любимые иконы, перед которыми особо отрадно молиться. Когда человек создавал семью, родители, как благословение на счастливую семейную жизнь, дарили молодым иконы Спасителя и Божией Матери. Супруги часто заказывали икону, на которой изображались небесные покровители всех членов семьи. Такая икона называется семейной. Очень часто, в благодарность Господу, Матери Божией и святым угодникам за чудесную помощь, люди заказывали и жертвовали иконы в монастыри и храмы. Бывали и посмертные пожертвования, когда близкие жертвовали в храм икону с просьбой о поминовении души усопшего. Икона сопровождала воинов в походах и не раз чудом обращала ход сражения к победе, как это было с новгородцами, молившимися перед иконой Пресвятой Богородицы «Знамение». Особо почитается в народе Казанская икона Божией Матери, которая на протяжении веков спасала Русь от нашествий неприятелей. С нею на борту во время Великой отечественной войны облетел Москву на самолете личный пилот Сталина. Оставаясь единственной надеждой людей в блокадном Ленинграде, именно она участвовала в крестных ходах. Перед Владимирской иконой Божией Матери помазывались на царство русские князья и цари. Простой народ припадал в молитве к иконам в различных бедах. Во время засухи с иконой крестным ходом обходили поля и служились молебны пророку Илие, во избежание пожара молились перед образом «Неополимая Купина». «Помощницей людям в их трудах по снисканию хлеба насущного» называл старец Амвросий Оптинский икону Божией Матери «Спорительница хлебов».

Святой Илия пророкИностранцев поражало обилие икон не только в православных храмах, но и в домах. Молельные комнаты, до потолка заставленные иконами, или красные углы были не только в царских палатах, но и в каждой русской избе. Архидиакон Антиохийской Церкви Павел Алеппский, побывавший в России в XVII веке в своих записках писал: «У всякого в доме имеется бесчисленное множество икон, украшенных золотом, серебром и драгоценными каменьями, и не только внутри домов, но и за всеми дверями, даже за воротами домов; и это бывает не у одних бояр, но и у крестьян в селах, ибо любовь и вера их к иконам весьма велики».
Потребность русского народа в иконах потрясла В.П. Безобразова, известного русского публициста посещавшего суздальских мастеров в 1860-ых годах. Он говорил, что спрос на иконы «возникает из всеобщей насущной потребности десятков миллионов народа, в котором каждый нищий скорее согласится обойтись в своем углу без куска хлеба, даже без водки, чем без благочестия». Икона всегда была дорогой вещью, не только в духовном, но и в материальном смысле. Издревле люди приносили Богу самое лучшее. Они стремились не просто приобрести икону, но и богато украсить ее, таким образом, принеся Богу свою посильную жертву. Такие образы становились настоящей драгоценностью и передавались по наследству как достояние семьи. Зачастую храмовый образ облачался в шитую серебром и золотом ризу, украшался окладом или драгоценными камнями. Со временем к нему приделывались дорогие подвески и цаты, поэтому иногда на одной иконе мы видим вкрапления различных эпох. Зачастую на икону для сельского храма копила вся деревня, и ее написание было большим праздником.

В древней Руси существовало много иконописных школ. Почти в каждом крупном городе была своя школа: новгородская, суздальская, московская, ростовская и другие. Многообразие школ и стилей диктовалось во многом трудным сообщением между городами. Поэтому каждая местность имела свою иконописную школу, и вместе с тем, свое характерное стилевое отличие. В нынешнее время, в век высоких технологий, перемещаться стало значительно проще и быстрее. Нынешние иконописные школы и мастерские, где бы они не находились, имеют возможность вобрать в себя многовековой опыт древних мастеров-иконописцев и различных иконописных школ.

Ольга, равноапостольная, великая княгиня РоссийскаяИконописная мастерская Екатерины Ильинской является одним из прекрасных образцов современного иконописного делания. В мастерской работают мастера-иконописцы, миниатюристы, реставраторы и живописцы, пишущие иконы в древнем и академическом стиле. Все сотрудники мастерской и преподаватели иконописной школы - это профессионалы своего дела, добросовестно с молитвой и любовью относящиеся к иконописному труду. В мастерской строго блюдется древний иконописный канон: используются липовые доски с натуральным левкасом и минеральные пигменты, а для золочения - сусальное золото самой высокой пробы. Уже готовую икону драгоценными камнями украшает профессиональный мастер-ювелир. Каждая икона, созданная в нашей мастерской, является уникальным произведением искусства и отличается высоким мастерством. Строгие утонченные образы древнего стиля возвышают наши мысли к Богу. Написанные по древним канонам, такие иконы говорят с нами на языке символов, в котором нет ничего случайного. Мастерски прописанные золотом складки символизируют райское свечение, а мягкие возвышенные лики святых словно излучают небесный свет. Своим насыщенным колоритом и богатым убранством иконы свидетельствуют о духовной красоте. По желанию заказчика икона может быть изысканно украшена тонкой резьбой с ажурными эмалями. Драгоценные камни и жемчуг предадут ей праздничность и торжественность. Иконы, написанные в живописном стиле, отличаются мягким колоритом небесных оттенков. Они эмоциональны и реалистичны, их язык вдохновлен работами русских живописцев. Вы можете увидеть на таких иконах мастерски написанный пейзаж или архитектурный мотив, связанный с жизнью святого. Плавный рисунок воздушных складок придает особое звучание образу, обращая мысленный взор к небесному. Лики святых нежны и сосредоточены, они лишены земных страстей и безмолвно говорят нам о радости пребывания с Богом.

Икона в доме

Голгофский Крест, который рисуется в освещяемом доме.Говорят, в новый дом первой вносят кошку. Это укоренившийся русский обычай. За годы безбожия многие забыли, что на самом деле: первой в дом вносят - икону. Икона, охранительница семьи, подаренная детям их родителями, освящает новую жизнь. Приглашают в дом священника, который совершает чин освящения. На четыре стороны света на стенах рисуют кресты. Крест - знамя христовой победы над грехом и смертью. С возженными свечами, читая молитвы, батюшка и все члены семьи обходят дом. Батюшка разогревает ладан и кадит повсюду. Дом христианина - малая церковь. Он наполняется чудесным фимиамом и, кажется, Ангелы поют на небесах, так радостно бывает на душе, когда она обращается к Богу. У постели каждого члена семьи, в изголовье, висит иконка его тезоименитого святого, или Спасителя, или Богородицы - они охраняют ночью наш спокойный безмятежный сон. А на востоке комнаты - каждому верующему хочется иметь маленький иконостас, подобный тому, что мы видим в храме. На специальных, украшенных резьбой и инкрустацией полочках, устанавливаются иконы. Их украшают расшитыми полотенцами и цветами. В иконостасе - центральный образ "Господь Вседержитель" - это Иисус Христос, давший нам Вечную Жизнь. Он - опора мира, Воплотившееся Слово. Он ведает всеми нашими делами. По правую Его руку - располагают икону Богоматери, покровительницы людей перед Богом. Будучи человеком, она много испытала как простая женщина; будучи чистой и Непорочной - обожилась, прияв Господа. Поэтому, Она наша скорая заступница и утешительница. По левую руку Господа - Иоанн Предтеча. Это последний из пророков, принесший весть о Христе и первый христианский мученик. На полочку также ставят семейные иконы и любые другие полюбившиеся образы Богоматери и Святых. Так, на Руси особой любовью пользуется Святой Николай Угодник. У икон ставят лампаду и зажигают свечи - символ нашей любви и молитвы ко Господу.