МенюИконыО нас

Духовная опора человека

Духовная опора человека

"Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать". Этим старинным присловьем лучше всего начать рассказ о выставке икон современных мастеров, которая была открыта с 26 октября по 2 ноября в Москве. Фонд иконописи "Завет" представил в выставочном зале библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова (Каретный ряд, 5/10) собрание работ современных мастеров иконописи под общим названием "Икона сегодня".

Эта выставка - одна из первых акций фонда, созданного 19 мая 1999 года при Отделе религиозного образования и катехизации Московского Патриархата по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В деятельности фонда принимают участие иконописная школа при Московской Духовной академии, факультет церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Богословского института, иконописные мастерские Екатерины Ильинской. Клуб меценатов и благотворителей России, Международный центр культурных связей, Российская академия естественных наук, Российский православный университет святого апостола Иоанна Богослова.

Сама выставка была своеобразным продолжением и иллюстративным рядом конференции "Проблемы современной иконописи", проводившейся 27 октября отделом религиозного образования и катехизации под личным руководством игумена Иоанна (Экономцева).

Открытие выставки почтил своим посещением высокопреосвященнейший Питирим, митрополит Волоколамский и Юрьевский. Осматривая экспонаты, его высокопреосвященство обратил внимание на небольшую икону мучеников первых веков христианства Прова, Тараха и Андроника работы мастерской при Свято-Тихоновком Богословском институте, руководимой священником Николаем Черниковым. Дело в том, что день открытия выставки совпал с днём памяти этих святых, и владыка увидел в этом добрый знак к успеху начатого дела.

Об этом рассказала мне Екатерина Борисовна Ильинская, ведущий мастер Ильинской Иконописной мастерской и один из непосредственных организаторов выставки. По её словам, большинство работ, выставленных на обозрение, предназначены для конкретных храмов или являются заказами частных лиц, семей и организаций. Так что после завершения выставки многие иконы займут уже уготованные места.

Экспозицию собрали. По выражению Екатерины Ильинской, "молниеносно", в две недели. Её участниками пожелали стать практически все известные иконописные мастерские. По распоряжению руководителя иконописной школы Московской Духовной академии игумена Луки был прислан большой образ Богородицы "Одигитрия". На полях иконы изображены все причисленные к лику святых известные иконописцы, которые молят Пречистую Деву о заступничестве перед Её Сыном, Господом Иисусом Христом, о всех ныне здравствующих иконописцах, прося напутственного благословения в их нелёгком служении

На выставку её организаторы возлагали большие надежды, считая, что она может стать отправной точкой большой и планомерной работы. Ведь проблем в иконописном деле накопилось множество. Многие навыки и традиции утрачены. А попытки обрести их самостоятельно, каждым автором в отдельности, часто терпят неудачу. Показателен факт: из множества высланных на выставку работ строгая отборочная комиссия отклонила две трети по причине нарушения иконописных канонов. Почему? Даже самые опытные мастера оказались не застрахованы от ошибок. Поэтому Отдел Религиозного образования и катехизации поставил перед собой задачу создать образовательную программу для мастеров. Планируется проводить "круглые столы" и встречи на эту тему последнюю пятницу каждого месяца. К сожалению, пока ещё нельзя точно назвать место проведения таких встреч, но дополнительную информацию можно получать у Екатерины Ильинской по телефону: 9361289. Этой же теме будет посвящён семинар на традиционных VIII Рождественских образовательных чтениях в январе 2000 года.

Кроме того, Отдел религиозного образования и катехизации организует специальную библиотеку во имя святого евангелиста Луки, в которой будут собраны книги и материалы, пригодные в работе и обучении. В фонд этой создающейся библиотеки принимаются добровольные пожертвования, книги и художественные пособия по иконописи. Ряд мастеров уже предоставил материалы, и среди - них прориси с древних икон.

В библиотеке искусств имении А. П. Боголюбова, тесно сотрудничающей с отделом религиозного образования и катехизации Московской Патриархии, организован зал древнерусской литературы, что также способствует возрождению иконописного дела, которое неотделимо от Православной духовности. Ибо, как известно, икона - это не только нанесенные на доску краски рукой мастеровитого художника - это, прежде всего, молитва в красках. Вот как сказано об этом в проспекте выставки: "Иконописный образ в доме - само Царствие Небесное, сошедшее на землю. Пресвятая Богородица и Господь, святые угодники Божии разговаривают с нами благодаря прекрасным изображениям, явленным на доске"

Ведя меня по выставке от образа к образу, Екатерина Борисовна подробно рассказывала об иконах, многие из которых хотя и написаны недавно, но уже имеют свою историю. К примеру, образ исповедника Иоанна Русского был писан к 60-летию председателя отдела религиозного образования и катехизации игумена Иоанна (Экономцева). Иоанн Русский является небесным покровителем игумена, на полях образа написаны ангел-хранитель, Иоанн Богослов и святые дня рождения игумена, сверху же изображена Святая Троица.

Особое место в работах Ильинской мастерской занимает семейная икона. О ней в материалах выставки сказано так: "Наш народ крепок своими традициями. Дворянские, купеческие семьи, мещане и крестьяне, все христиане тщательно хранили семейные реликвии, переходящие из поколения в поколение. Иконы - духовная опора семьи

Семейная молитва - духовная веточка, протянутая сквозь века и объединяющая поколения.

Семья - малая церковь. В ней заключено будущее".

А какая же церковь без иконы? Примером такого образа может служить мерная икона препедобномученицы великой княгини Елизаветы Алапаевской со святым Даниилом Столпником и ангелом-хранителем и с Богородицей, покрывающей их омофором. Образ написан на рождение девочки Лизы, и размер его (51 см) соответствует мерке, снятой с новорожденной. Отсюда же и название "мерная" и содержание - небесное покровительство и святые дня рождения.

Внимание к себе привлекли многие работы: "Преподобный Амвросий Оптинский" (работа Татьяны Андросовой, преподавателя Православного Свято-Тихоновского Богословского института); "Благовещение" (писано в г. Клин московской области мастером из филиала творческого союза иконописцев); "Всецарица" (иконописная мастерская храма Святителя Николая в Кленниках); икона Богородицы "Донская" (артель "Радость"); "Минея. Июль" (иконописная дружина "Логос", входящая в творческий союз иконописцев).

Заключить рассказ о выставке "Икона сегодня", как и положено вдумчивому посетителю, следует цитатой из книги отзывов: "Благодарим фонд иконописи "Завет", за предоставленную возможность ознакомиться с современным иконописным мастерством. Проведение выставки - очень важный шаг в формировании и возрождении духовности в нашей стране. Особенно важно, что общий дух выставки литургичен и молитвен. Спаси Господи!"

Это мнение не хочется ни комментировать, ни оспаривать.

 

Валерий Ярхо
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
№ 47 (119) декабрь 1999г.