Иконы с полеосными святыми
Иконы с полеосными святыми
Полеосные святые - это такие святые, которые пишутся на полях иконы.
На полях иконы часто помещают святых покровителей заказчика. Сравните с семейными иконами, где святые покровители написаны все вместе. Здесь же - образ-покровитель в центре иконы, в ее среднике, а святые - на полях.
Средняя часть иконы, в которую помещается изображение, делается углубленной. Это углубление называется: ковчег. Здесь помещается само иконописное изображение, которое показывает, божественный мир, мир Ангелов. Вспомните, Ковчег Завета - самое Святое место в Святая Святых ветхозаветного Храма. Также вспомните - Ноев Ковчег, т.е. путь, благодаря которому мы обретаем спасение.
Поля иконы - обычно показывают уже не божественный мир, но и не землю. Их можно сравнить с небесами. Поэтому святые, изображенгные на полях, находятся ближе к нам, земным жителям, чем само изображение на среднике. Они, как бы спустились к нам. Так, они, как посредники, между нами и святым изображением в центре иконы - а это Господь или Пресвятая Богородица - предстоят в молитве. Они помогают нашей молитве дойти до Иисуса Христа и Пресвятой Девы, и быть услышанной. Мы, все наше семейство: и старейшие родители, и муж с женой, и их многочисленные детки, и внуки стоят перед иконами, а святые на полях образа стоят перед св. Материю Божией и Спасителем.
Издревле христианам хотелось помещать своих покровителей поближе к чудотворным образам. Известно, что на чудотворных иконах цари заказывали мастерам-иконописцам дописывать их святых.
В самые древние времена, первого христианства, иногда на иконописном изображении помещали маленькими, молящимися, даже не святых покровителей, а изображали непосредственно заказчиков (донаторов). Такая традиция есть у католиков и по сей день. А русский человек, православный, кроткий и смиренный сердцем, не смеет даже подумать о том, чтобы изображение себя-грешника поместить на святое место рядом с образом, а, потому, просит художников написать своих покровителей, которые бы молились о нем.
Наши работы
Шуйская-Смоленская икона Прсв. Богородицы
Это икона написана для господина Евгения Волкова. Он является идейным вдохновителем и руководителем одиннадцати институтов "Институты Волкова". Одиннадцать ректоров этих институтов попросили Екатерину Ильинскую написать икону для торжественного подарка своему уважаемому и любимому руководителю в честь его пятидесятилетия.
"Думая над тем, какой должна быть икона, я посмотрела в православный календарь," - говорит Екатерина Ильинская, - "и узнала, что тот, для кого пишется образ, родился в день празднования Шуйской-Смоленской иконы. Значит, этот образ является покровителем этого человека. На полях иконы я предложила написать тезоименитого святого, св. мч. Евгения, и Ангела Хранителя."
Важной отличительной деталью этого образа является обилие каймы на одеждах Пресвятой Богородицы. Мы можем вспомнить, что кайма на мафории Пресвятой Богородицы, украшение, напоминание нам о наградах данных Богом Пресвятой Деве. Замечательно, что для подарка выбрали именно эту икону - это очень красивый образ!
Екатерина рассказывает: "Работая над иконой, я обратила внимание на то, что Лик Богоматери на подлиннике имеет характерные монголоидные черты, вероятно, это - типично для места Шуя, откуда происходит образ. Мне хотелось сохранить его характер.
Поскольку эта икона писалась специально для подарка, мне необходимо было написать ее так, чтобы образ был не только глубоко духовный (к чему я всегда стремлюсь), но и выглядел бы прекрасным, драгоценным. Поэтому на иконе использовано много сусального золота. Я не сторонник большого колличества этого драгоценного металла, потому что само по себе золото может выглядеть тяжеловесным, или, если сделать позолоту с сильным блеском, то - как современная бытовая техника или автомобиль. Что-то появляется техническое, не живое. Но, золото может давать и мягкий теплый свет. Ведь золото на иконе - это не скопление драгоценного металла, а аллегория невещественного света, Божественного сияния. Необходимо икону создать таким образом, чтобы золото не только источало этот свет, но и органично взаимодействовало с красками живописной части, дополняя художественную композицию. Необходимо, чтобы оно лежало не мертвой массой, а жило и дышало, как реальный Божественный свет. Поэтому здесь я сделала небольшое тиснение по позолоте, которое придает определенное изящество и, в то же время, создает пространство. Работа с очень прихотливым и нежным металлом удалась на отлично! Посмотрите, как образ наполнился сиянием и нежным свечением, какое единство и гармония в нем!"
Казанская икона Прсв. Богородицы
Эта икона написана для господина, гражданина Дании, как семейная икона. В центре образа мы видим Казанскую икону Пресвятой Богородицы, а на полях - святых покровителей его самого, его родителей и Ангела Хранителя
Екатерина говорит: "При работе над фоном иконы мною был использован минерал диаптаз. Это камень зеленого цвета. Внизу, под ним, сделана теплая подкладка из сиены. Диаптаз был взят крупного помола, поэтому он ложился на поверхность иконы не равномерно, а большими крупинками. В дальнейшем, поверхность иконы была выровнена и очищена от крупных частиц, но яркие зеленые вкропления диаптаза видны и теперь. Они как звезды в ночном небе, светятся и создают движение воздуха, космическое движение - в котором плывут планеты и рождаются звезды. Это - художественный прием, который помогает прочувствовать космичность сюжета."
Зеленый фон часто делается на иконах Пресвятой Богородицы, в том числе и на иконе "Казанская". Зеленый цвет - цвет жизни. Богородица дала жизнь Христу - нашему Спасителю. Весной, просыпается природа, возрождается жизнь - растения начинают зеленеть. Здесь Богородица показана как Жизнедательница.
Феодоровская икона Прсв. Богородицы
Эту икону мы написали специально для госпожи, жительницы Дании. Теперь икона находится в Дании. Это икона - ее семеная икона. На ней изображены святые покровители ее родителей, ее самой и Ангел Хранитель.
Феодоровская икона была выбрана этой девушкой неслучайно. Ведь этот образ - покровитель семейной жизни. Феодоровская икона помогает также женам при родах.
Однажды, моя хорошая знакомая, Галина Масленикова (редактор журнала "Человек Любящий"), спросила меня: Какой иконе Пресвятой Богородицы лучше молиться во время беременности? У Галины - взрослая дочь, которая ждала ребенка. - Наверное, Феодоровской иконе, - ответила я. Галина купила такую иконку и подарила дочери. Ее дочь все время молилась перед этим образом и никогда не расставалась с ним.Она взяла эту иконку даже с собой в родильный дом, где благополучно родила мальчика.
Каково же было удивление всех, когда мы поняли, что родила она как раз в тот самый день, когда празднуется икона Божией Матери "Феодоровская"! В честь Феодоровской иконы Богоматери мальчика назвали Федором.
Матерь Божия Преблагословенная, дивны дела Твои происходящие от Феодоровской иконы Твоей! Радуйся, Пречистая!
Икона Прсв. Богородицы "Споручница грешных".
Эту икону попросила написать молодая женщина в подарок своему любимому мужу. На полях иконы тезоименитый святой покровитель ее супруга: св. мч. Дмитрий Сербский и Ангел Хранитель.
Использовано белое и желтое сусальное золото. Икона аналойного размера.
Икона Прсв. Богородицы "Знамение".
Эта икона написана для датчанки Карен. Она приехала в Россию, жила здесь, изучала русский язык, работала. Здесь она познакомилась с православием. Она родилась в Дании и ее родители - протестанты. Каждое воскресенье всей семьей, они, одев белые чистые одежды, шли в протестанскую церковь "У нас в церкви все должно быть чистым и белым. Нет никаких предметов, которые отвлекают внимание. Выходит пастырь в современном костюме и беседует с собравшимися о Христе. У вас же в православии - все по другому".
Карин полюбила православные службы их божественную красоту. Ей нравилось дорогое убранство храмов, прекрасные одежды священно служителей. Но ее очень мучила проблема перехода в другое вероисповедание - уход от веры своих родителей, которых она очень нежно любит.
Но Карен, хотя и молодая девушка, но человек очень сильной души. Она почувствовала силу соборной православной молитвы и приняла решение принять православие. Так она крестилась с именем Екатерина.
Карен попросила написать ей икону Пресвятой Богородицы, которая была бы ей верной Помощницей и Покровительницей всю ее жизнь.
Но как выбрать образ, которой соответствовал бы внутреннему состоянию души новокрещенной Екатерины? Мы предложили ей познакомиться с многочисленными образцами икон Пресвятой Богородицы. Карен целый день рассматривала книги, репродукции. Ей нравились все иконы, многие особенно сильно впечатляли ее.
Карен - Катерина показала икону Пресвятой Богородицы "Знамение" - "Вот, такой образ я хотела бы иметь!"
Это был хороший выбор. Ведь известно, что разные иконы Пресвятой Богородицы соответствуют разному состоянию души человека. Так иконы типа "Оранта" (к которым относится "Знамение") , где пишется Пресвятая Богородица с воздетыми руками, означает моление души. Так, в древности, рисовали душу в молении еще, даже, до ее рождения. И Господь - здесь Преждерожденный Младенец в медальоне - Он еще как бы не рожден, но уже здесь, с нами. Эта икона для человека только пришедшего к вере. Здесь уместно также разместить клейма с пророками, которые пророчествовали о рождении Пречистой Девой Христа. Так, здесь, на полях иконы, мы помещаем клейма с пророками Давидом и Соломоном.
Другой же тип икон: "Одигитрия", что значит - Путеводительница (К этому типу относятся "Смоленская" и "Казанская" иконы). Здесь Пресвятая Дева показывает глазами каждому молящемуся его жизненный путь. А Сама указует рукой на Христа, благословляющего Новый Завет, то учение, которое Он принес нам. Вот он - путь, Христос, Путь нашего спасения. Этот образ - для уже пришедших к вере, нас, православных христиан, ищущих истинную христианскую жизнь. Подсказка на каждый день.
Еще есть иконы Пресвятой Богородицы типа "Елеуса", что значит - Милующая или Ласкающая. На этих иконах Пречистая Дева всегда пишется в нежной близости с Ее Божественным Младенцем. То Он играет с Ней ("Взыграние"), то Богородица кормит Его Своим млеком ("Млекопитательница"), или просто ласково обнимает ("Феодоровская", "Владимирская", "Утоли моя печали" и многие другие). Этот образ говорит о единении Пречистой с Ее Божественным Сыном, как единении Православной Церкви со Христом. Это высшая ступень подъема человеческой души - молитвенное единство с Богом.
Катерина сделала правильный выбор. Мы написали ей икону Пресвятой Богородицы "Знамение" и на полях предстоящих св. вмч. Екатерину и Ангела Хранителя.
Икона Деисус (Христу предстоят: Богородица, святой Иоанн Предтеча, Архангел Михаил и Архангел Гавриил)
Икона Деисус (Христу предстоят: Богородица, святой Иоанн Предтеча, Архангел Михаил и Архангел Гавриил); на полях иконы святые покровители: Ангел Хранитель и святой апостол Петр.
Икона Пресвятой Богородыцы "Неувядаемый Цвет" со святыми покровителями на полях иконы
Икона Пресвятой Богородицы "Неувядаемый Цвет"; на полях иконы святые покровители: святой мч. Дионисий, святая Анна, святая прпмц. Фекла, святая мц. София.
Икона Пресвятой Богородицы Донская
Икона Пресвятой Богородицы Донская; на полях иконы святые покровители: Ангел Хранитель, святая равноапостольная Елена, святой Николай Чудотворец, святой мученик Уар.
Икона Пресвятой Богородицы Знамение
Икона Пресвятой Богородицы Знамение; на полях иконы святые покровители: Ангел Хранитель, святой Сергий Радонежский, святой Прокл Константинопольский патриарх, святой Савва Сторожевский.
Иверская икона Пресвятой Богородицы
Иверская икона Пресвятой Богородицы; на полях иконы святые покровители: святой Алексий митрополит Московский и святой Мелетий Харьковский архиепископ.
Икона Пресвятой Богородицы Казанской
Икона Пресвятой Богородицы Призри на смирение
Икона Пресвятой Богородицы Призри на смирение; на полях иконы святые покровители: Ангел Хранитель и святая мученица Людмила.